Слайд 2
Храмам каждой мировой религии, будь то христианство, буддизм
или ислам, присущи оригинальная конструкция и свои
определённые черты.
Китайскую пагоду невозможно спутать с готическим собором
мусульманскую мечеть с православным храмом
Слайд 3
При виде огромного сооружения, напоминающего высокую заострённую кверху
шапку, соотнесёт её с Индией
А лёгкая, изящная постройка,
состоящая из множества летящих крыш, напоминает о Японии
Следовательно, в основе храмового зодчества лежат традиции народной архитектуры. Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, даже в эпоху неолита рядом с человеческим жилищем возводились мощные каменные сооружения – дольмены, служащие местом культовых обрядов и поклонений силам природы.
Слайд 4
Основой христианского храма стала – базилика ( от
греч. –» царский дом»).
Это вытянутое здание,
разделённое внутри
рядами колонн на части,
число которых достигало трёх или пяти.
Все ни были ориентированы на восток,
т.к. там по представлению христиан,
находился Иерусалим – центр Земли.
Внешний облик базилики подчёркнуто скуп и строг,
поражает суровой гладкостью мощных стен и редкими
узкими окнами и отсутствием декоративных деталей.
Однако внутреннее убранство отличается пышностью
и великолепием. Стены украшались из мрамора и гранита
фресками и мозаикой.
Слайд 6
На Руси широкое распространение получает крестово-купольный тип храма,
имеющий форму креста и завершённый в центре
куполом. Такой храм
стал символом христианского православия.
Слайд 7
Во внешнем облике храма обращает внимание количество венчающих
куполов. Оно строго символично. Первоначально храмы
имели одну главу,
что означало Единого Бога, позднее стали возводить храмы с несколькими куполами. Три главы символизируют
Святую Троицу, пять куполов – Христа и четырёх евангелистов, семь глав – семь священных таинств Церкви. Часто глав могло
доходить до тридцати.
Слайд 8
Преображенская церковь В Карелии имеет 22 главы, а
общее количество глав трёх соборов составляет 33 и соответствует
числу
лет земной жизни Иисуса Христа.
Слайд 9
Не менее знаменателен и цвет купола. Золотые купола
посвящены Христу, синие со звёздами – Пресвятой Богородице, зелёные
–
посвящались Троице.
Слайд 10
С 17 века на Руси стали возводить шатровые
храмы с восьмигранным остроконечным завершением.
Слайд 11
Внутреннее убранство храма поражает необычностью и значимостью. Взор
устремляется вперёд, к царским вратам, которые
во время богослужения распахнуты.
Главная часть храма – это алтарь, где на престоле находятся священные реликвии.
Слайд 12
От средней части храма алтарь отделяется иконостасом.
Слайд 13
Возвышение, на котором находятся алтарь и иконостас называется
солеей
Слайд 14
По краям солеи расположены клиросы – места для
чтецов и хора.
Слайд 17
Один из крупнейших буддийских храмов находится на острове
Ява и называется он - Борободур, что в переводе
означает
« множество Будд». Храм расположен на вершине холма, поэтому хорошо виден издали.
Слайд 18
Он представляет собой кубическое сооружение и состоит из
девяти частей: из прямоугольного основания, пяти квадратных
террас и трёх
круглых ярусов. Храм воспринимался как центр мира, в котором находится дом Будды. Мудрецы считали, что круги
внутри квадратов – это Вселенная, а сами квадраты – знак земли. Паломники преодолевали путь по открытым ступеням. Цель их
восхождения к вершине – посещение ступы, где находится Будда.
Слайд 21
Храм, как правило, является комплексной постройкой, наглухо отгораживается
от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого
располагаются ворота.
Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.
Слайд 22
Часто храмы буддистов выкрашиваются в ярко-красный цвет. Ярких
цветов в храмах хватает – например, традиционная одежда буддийских
монахов всегда ярко-оранжевая. Но в устройстве самого храма должны преобладать строгость, отсутствие лишних вещей и украшений. Буддизм не признает обилия, нагромождения в храме очень дорогой и пышной утвари. При этом и не отрицает драгоценных предметов в храме.
Золотой, позолоченной, серебряной или инкрустированной драгоценными камнями может быть статуя учителя Будды на троне – непременный атрибут каждого храма, помещаемая в так называемых «золотых залах» храма
Слайд 23
Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися
благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд.
Слайд 24
Перед статуей установлен алтарь – стол, на котором
расставлены ритуальные предметы, приношения.
Слайд 25
Те, кто хочет посетить буддийский храм, обязательно должны
придерживаться некоторых требований. Ноги, плечи обязательно должна прикрывать непрозрачная
одежда. Как и остальные религии, буддизм считает, что несоблюдение приличий в одежде – это неуважение к вере. Ноги у буддистов считаются самой грязной частью тела, потому что они соприкасаются с землей. Поэтому при входе в храм нужно обязательно снять обувь. Считается, что так ноги становятся чище.
Слайд 26
Обязательно нужно знать правило, по которому садятся верующие.
Ноги ни в коем случае не должны указывать в
сторону Будды или какого-либо святого, поэтому буддисты предпочитают держать нейтралитет - сидеть в позе лотоса. Можно просто подогнуть ноги под себя.
Слайд 27
Не менее примечательны культовые постройки ислама. Основной храмовой
постройкой мусульман является мечеть.
( от араб. – « место
для совершения земных поклонов») Первоначально к зданию мечети не предъявляли особых требований.
Нужно было лишь открытый, огороженный широкий участок, где молящиеся, разместившись рядами обращались лицом в сторону
Мекки. Со временем сооружение мечети потребовало выполнение многих условий. С 7 века сложился тип колонной арабской
мечети, окружённую глухими стенами, в которой намечены входы.
Слайд 29
Внутри мечети в одной из стен располагался михраб
– ниша, направленная в сторону Мекки, лицо молящегося обращено
именно
в эту сторону. Стоять перед михрабом означало стоять перед лицом самого Аллаха.
Справа от михраба воздвигался минбар – место, предназначенное
для проповедей священника.
Слайд 30
Пол в мечети, на котором сидят мусульмане, застилали
коврами.
Слайд 32
С конца 8 века рядом с мечетью стали
возводить минареты ( от араб. – « маяк») –
башни, с верхней площадки которых
священник ( муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву. Мечеть может иметь несколько минаретов. Таким образом,
мечеть и минарет составляют единый архитектурный ансамбль. Если же минарет стоит отдельно, то ему дают своё название.
Слайд 33
Например, минарет Кутб-Минар в Индии имеет второе название
– Башня Победы. Очень строгий по архитектуре, он достигает
в высоту 73 метра, а диаметр его основания равен 16 метрам. Минарет опоясан пятью ярусами балконов и украшен
орнаментальными росписями.
До сих пор этот минарет считается
одним из самых красивых и высоких
сооружений исламского зодчества.
Слайд 34
В архитектурные ансамбли ислама нередко входят и
медресе -мусульманские учебные заведения.
Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде
– жемчужины архитектуры Средней Азии.
Слайд 35
От мечети они отличаются тем, что галереи двора
делятся на небольшие помещения - худжры, в которых проживают
семинаристы.
Слайд 36
Цветной узорный покров главного фасада изумляет своей красотой
и величием и придаёт ему лёгкость и нарядность.