Слайд 2
Цель проекта: изучить научно-популярную литературу и исследовать проявление
симметрии в искусстве и живописи.
Задачи проекта:
1.Изучить понятие симметрии.
2.Проанализировать
информацию, содержащуюся в печатных изданиях по этой теме.
3.Рассмотреть какие виды симметрии встречаются в искусстве и живописи.
4.Показать взаимосвязь видов симметрии в искусстве и живописи.
5.Выявить межпредметные связи между учебными предметами: геометрия, черчение, ИЗО.
6.Сделать вывод.
Слайд 3
Введение
О своей работе над картинами В.И. Суриков писал
так: «А какое время надо, чтобы картина утряслась так,
чтобы переменить ничего нельзя было. Действительные размеры каждого предмета найти нужно. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Это - математика»
Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность. Симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир
Знание геометрических законов природы имеют огромное практическое значение. Мы должны не только научиться понимать эти законы, но и заставлять служить нам на пользу.
О симметрия! Гимн тебе пою!
Тебя повсюду в мире узнаю
Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,
Ты в елочке, что у лесной дорожки.
С тобою в дружбе и тюльпан и роза
И снежный рай – творение мороза.
« Искусство в живописи
есть нечто иное, как
искусство выражать
невидимое через
видимое» .
Фромантес
Слайд 5
Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по
законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности,
особой торжественности.
Слайд 6
Живопись
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Слайд 7
Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
Слайд 8
Именно живопись делает изображения, соответствующие оригиналам, смешивая белые,
черные, желтые и красные краски.
А.Рублев «Троица»
А.Куинджи «Березовая роща»
Слайд 9
В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный
центр.
В.М.Васнецов «Богатыри»
Слайд 11
Г. Вейль писал, например: «Искусство орнамента содержит
наиболее древнюю часть известной нам высшей математики». В частности,
в древнеегипетских орнаментах воплощены 17 видов симметрий.
Слайд 12
Обратимся к словам Аристотеля :
«Природа стремится к противоположностям и из них, а не
из подобных вещей, образует созвучие…Она сочетала мужской пол с женским. А не каждый из них с однородным, и таким образом первую общественную связь она образовала через соединение противоположностей, а не посредством подобного. Также и искусство, по-видимому, подражая природе, поступает таким же образом. А именно живопись делает изображения, соответствующие оригиналам, смешивая белые, черные, желтые и красные краски. Музыка создает единую гармонию, смешав в совместном пении различных голосов звуки высокие и низкие, протяжные и короткие. Грамматика из смеси гласных и согласных ... создала целое искусство».
Слайд 13
Идея гармонии, основанной на золотом
сечении, не могла не коснуться греческого
искусства. Природа, взятая
в широком
смысле, включала в себя и творческий
мир человека, искусство, музыку, где
действуют те же законы ритма
и гармонии.
Слайд 16
Симметрия в искусстве вообще и в изобразительном в частности берет свое начало в реальной
действительности, изобилующей симметрично устроенными формами.
« Симметрия является
той идеей посредством
которой человек на
протяжении веков
пытался постичь и
создать порядок, красоту
и совершенство».
Герман Вейль
« Творчество ценностей
есть творчество образов,
и если образ творчества –
человек ,форма его- жизнь,
то мы должны созидать
образ и подобие героя
в жизнь».
А. Белый
Слайд 20
Вывод
В данной работе рассмотрено только несколько законов математики,
применяемых живописцами. Но этого уже достаточно, чтобы убедиться во
взаимосвязи двух на первый взгляд несовместимых понятий: математика и живопись.
Преподавание в школе предметов математики и изобразительного искусства будет считаться недостаточно глубоким, если не будет раскрыто практическое их применение в повседневной жизни.
Математика не только «ум в порядок приводит», но и несет в себе большой эстетический потенциал в развитии различных видов искусства, являясь «царицей всех наук».
Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. В таких случаях одна часть почти зеркально похожа на вторую.