Слайд 2
Изобразительное искусство средневековой Японии. Живопись
Японскую живопись отличает:
обобщённость,
поэтичность,
условность, символизм, декоративность.
Художник любуется, восхищается красотой природы, наслаждается каждым мгновением жизни.
Виды японской средневековой живописи:
Настенные росписи (в храмах, в светских жилищах),
картины-ширмы,
росписи бумажных перегородок, непрозрачных раздвижных дверей-перегородок (наз. «фусума») в доме или в храме,
свитки (горизонтальные и вертикальные),
альбомные листы, иллюстрации,
росписи вееров.
Слайд 3
Период Эдо (17-19 вв.)
(Правление Токугава)
17-18 вв. – культура
Гэнроку.
Середина 18 в. – культура Касэй.
Направления развития японского изобразительного
искусства
I. 17-18 вв. – школа Кано доминировала.
Образцом избрала китайское искусство.
Художники писали пейзажи, бытовые сцены.
II. 17-18 вв. – получила развитие живописная школа Римпа.
Развивались школы: Нанга (или – Бундзинга),
Маруяма-Сидзе;
18-19 вв. – школа каллиграфии и живописи Дзэнга.
III. 17-19 вв. – получила развитие гравюра на дереве укиё-э.
Слайд 4
Период Эдо (17-19 вв.)
Школа живописи Кано
Кано Танъю
(1602-1674). Дракон и волна, тигр и бамбук (создал стиль
более сдержанный, чем стиль декоративных росписей эпохи Момояма)
Слайд 5
Период Эдо (17-19 вв.)
Школа живописи Римпа
Школа Сотацу-Корин или
школа Римпа:
Живописцы школы Римпа, как и живописцы школы Кано,
больше создавали декоративные росписи. Расписывали ширмы.
Покрывали лакированные картины-гравюры (маки-э) золотой и серебряной пудрой.
Главным при этом было не изображение сцены из жизни, а наполнение картины символами, намёками, подтекстом.
Новым явилось то, что художники теперь часто работали с натуры.
Таварая Сотатцу (?-1643) – основатель школы Римпа:
писал тушью,
использовал новые техники смешивания цветов,
в ряде работ создавал золотой фон,
создал технологию «тарасикоми» (капельный эффект, букв. – «влажная капля») – при которой краски накладываются одна на другую, а именно: капли туши – на ещё сырые мазки.
Слайд 6
Период Эдо (17-19 вв.)
Школа живописи Римпа
В произведении «Птицы
в лотосовом пруду» Таварая Сотатцу применил приёмы создания формы
пятнами туши бесконтурным, «бескостным» способом, моккоцу и тарасикоми, когда на влажную, покрытую тушью или краской поверхность капают тушь или краску, которая, смешиваясь с фоном, создаёт эффекты пятна.
В произведении «Фудзин и Райдзин» (боги ветра (справа) и грома) (живопись на ширме) Таварая Сотатцу создал золотой фон.
Огата Корин (1658-1716) – последователь Таварая Сотатцу. Произведения его проникнуты сознанием ценности земного, материального мира, что ознаменовало начало нового этапа в японской культуре того времени.
Сакай Хоицу (1761-1828) – последователь Огаты Корина. Создал стиль, менее условный и более натуралистичный.
Слайд 7
Период Эдо (17-19 вв.)
Школа живописи Римпа
Таварая Сотатцу. Птицы
в лотосовом пруду
Слайд 8
Период Эдо (17-19 вв.)
Школа живописи Римпа
Таварая Сотатцу. Фудзин
и Райдзин
Слайд 9
Период Эдо (17-19 вв.)
Школа живописи Римпа
Огата Корин. Белые
и красные цветы сливы
Слайд 10
Период Эдо (17-19 вв.)
Школа живописи Римпа
Сакай Хоицу. Летние
и осенние травы (ширма)
Слайд 11
Период Эдо (17-19 вв.)
Школа живописи Бундзинга (Нанга)
Школа живописи
Бундзинга или Нанга:
получила развитие в 18 в.,
художники признавали только
китайскую школу живописи,
обращались к жанрам пейзажа, «цветы-птицы».
главной задачей считали передачу внутреннего потаённого смысла и гармонии окружающего мира.
Стиль Бундзинга (чуть раньше назывался Нанга) создали:
ИкэноТайга и Ёса Бусо’н – представлявшие так называемую живопись интеллектуалов.
ИкэноТайга (1723-1776) использовал элементы и западного стиля. Писал пальцем.
Ёса Бусон (1716-1783) – поэт хайку (хокку). Писал тушью в жанре хайга (поэтическая живопись).
Маруяма Окё (1733-1795) – представитель так называемого натуралистического направления.
Слайд 12
Период Эдо (17-19 вв.)
Школа живописи Бундзинга (Нанга)
Икэно Тайга.
Дождь
Слайд 13
Период Эдо (17-19 вв.)
Школа живописи Бундзинга (Нанга)
Ёса Бусон.
Узкая дорога на дальний Север [хайга]
Слайд 14
Период Эдо (17-19 вв.)
Школа живописи Бундзинга (Нанга)
Маруяма Окё.
Павлин и пионы
Слайд 15
Период Эдо (17-19 вв.)
Школа живописи Бундзинга (Нанга)
Маруяма Окё.
Снег на соснах
Слайд 16
Период Эдо (17-19 вв.)
Школа живописи Бундзинга (Нанга)
Маруяма Окё.
Сосна, бамбук и слива [три символа счастья]