Слайд 2
Цель:
Задачи:
Периодизация культуры Византии.
Характеристика церкви как крупной силы.
Культурные
традиции и художественная культура Византии.
Систематизировать знания учащихся о культуре
Византии, развить способности студентов к анализу, воспитывать интерес к культуре другого народа
Слайд 3
Византия возникла в 396 г. в восточной части
Римской империи при ее распаде на Восточную и Западную.
Существовала до 15 в (1453 г.).
В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная стала ее преемницей. Сами византийцы назывались Ромейским царством, т.е. Римской империей, а Константинополь – Новым Римом
Слайд 4
Византия занимала географические территории: Малую Азию, Балканский полуостров,
часть Месопотамии, Сирию, Палестину, Египет, Крит, Кипр, Причерноморье (Херсонес-Корсунь)
Слайд 5
Периоды культурного развития Византии:
Период раннего Средневековья (4-10 вв.)
Период
Македонской династии (11-12 вв.)
Эпоха Палеологов (13-15 вв.)
Слайд 6
Период раннего Средневековья
Слайд 7
Ипподром – центр общественной жизни, вмещал 100 тыс.
зрителей
Константинопольский ипподром (современная реконструкция)
Слайд 8
Площадь ипподрома на турецкой миниатюре XVI века
Слайд 10
Культурные центры
Алексадрия
Никея (Малая Азия)
Смирна (совр. Измир)
Эфес
Эдес (Месопотамия)
Антиохия
Библиотека Цельсия
в Эфесе
Развалины Смирнской агоры.
Слайд 11
Исключительную роль играл Константинополь, удачно расположенный в проливе
Босфор.
Слайд 12
Уже в VI в. Константинополь превратился в
крупнейший торгово-ремесленный центр, который современники называли «огромной мастерской роскоши»,
«мастерской вселенной».
Слайд 13
В 6 в. при императоре Юстиниане здесь был
построен один из признанных шедевров мировой архитектуры – Храм
Святой Софии.
Высота храма 55 м, размер 80 на 72 м.
Его строительство шло 5 лет, на нем работало более 10 тыс. рабов.
Слайд 14
http://1chudo.ru/khramy/85-sobor-svyatoj-sofii-v-konstantinopole-shedevr-arkhitektury-vizantii.html
Слайд 15
Разрушение храма
Храм Айя-София много раз повреждался в ходе
пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали.
Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.
Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.
Слайд 16
Музей Айя-София
Восстановительные работы в храме начались в 1935
году по указу президента Турции (Ататюрк (Мустафа Кемаль). Святая
София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре.
Слайд 17
Ататюрк
(Мустафа Кемаль (1881-1938) - видный турецкий политик,
первый президент Турецкой Республики
Слайд 18
В Византии было развито искусство мозаики.
В Равенне были созданы величайшие мозаики
«Император Юстиниан в
сопровождении свиты»
«Императрица Феодора (жена Юстиниана)» 526-47 гг.
Слайд 19
Медик Орибазий (326-403) составил медицинскую энциклопедию из 70
книг.
Ученый Лев Математик (9в.) положил начало алгебре.
Благодаря ему
византийцы первыми в
Европе в XII в. начали употреблять и
арабские цифры
Был изобретен «греческий огонь» (673 г.) - зажигательная смесь из пороха, смолы и селитры, которую невозможно погасить водой.
Прототип греческого огня появился предположительно в 424 до н. э., в битве при Делии: тогда из полого бревна выпускалась смесь сырой нефти, серы и масла
Слайд 20
Гипатия (Ипатия) из
Александрии (370-415 гг.)
женщина-учёный греческого
происхождения, философ,
математик, астроном,
астролог
Гипатия изобрела или
усовершенствовала некоторые
научные инструменты:
дистиллятор (прибор для
получения дистиллированной воды),
ареометр
(прибор для измерения
плотности жидкости),
астролябию (инструмент для
астрономических измерений)
и планисферу
(плоскую подвижную карту неба).
Слайд 21
Прокл Диадох (412-485) — античный философ-неоплатоник
Все самобытное неучтожимо
Иоанн
Филопон (Грамматик), (ок. 490—570), философ-неоплатоник и физик
. Прозван «Филопоном»
(трудолюбивым) за усердие в науках.
Максим Исповедник (580 - 662, Колхида) — христианский монах, богослов и философ.
Неоплатонизм — идеалистическое направление античной философии 3-6 вв.;
учение об иерархически устроенном мире, учение о «восхождении» души к своему истоку.
Слайд 22
притвор – помещение у
западного, главного входа
СТРУКТУРА ХРИСТИАНСКОГО ХРАМА
неф – основная часть храма, где верующие собирались
для молитвы
алтарь – восточная возвышенная часть христианского храма, куда могли выходить только духовные лица.
Слайд 23
Крестово-купольный
храм – тип христианского храма, сложившийся в зодчестве
Византии в V-VIII вв.
Слайд 25
Флавий Клавдий
Юлиан (331-363) –
известный также в
истории христианства
как Юлиан
Отступник.
Последний
языческий римский
император
Предпринял попытку вернуться к язычеству
Слайд 26
Вселенские соборы – собрания представителей всех поместных самостоятельных
церквей; верховный авторитет по вопросам вероучения и церковного устройства.
Слайд 27
Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви
для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей
Церковью в качестве источников Её догматического Предания и канонического права. Таких Соборов было семь:
I-й Вселенский (I Никейский) Собор (325г.) Утвердил истину о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. Составил первые семь членов Символа веры и зафиксировал преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской.
II-й Вселенский (I Константиропольский) Собор (381г.) Завершил формирование Тринитарного догмата. Утвердил истину о единосущии Св. Духа «от Отца исходящего» со Отцом и Сыном, составил пять остальных членов Символа веры и зафиксировал преимущество Константинопольского епископа как второго по чести после Римского – «потому что город сей есть второй Рим»".
III-й Вселенский (I Эфесский) Собор (431г.) Открыл эпоху христологических споров (о Лице Иисуса Христа). Утвердил истину о том, что обе природы во Христе соединены в одно Богочеловеческое Лицо (Ипостась).
IV-й Вселенский (Халкидонский) Собор (451г.) Утвердил истину о том, что две природы во Христе соединены «неслиянно и неизменно», «нераздельно и неразлучно».
V-й Вселенский (II Константинопольский) Собор (553г.) Умиротворил монофизитскую смуту. Для облегчения присоединение монофизитов к Православию осудил заблуждения трёх учителей («трёх глав»).
VI-й Вселенский (III Константинопольский) Собор (680-681гг; 692г.) Осудил ереси монофелитов. Утвердил истину о том, что Иисус Христос как истинный Бог и истинный Человек имеет две воли, но его человеческая воля не противна, а покорна Божественной.
VII-й Вселенский (II Никейский) Собор (787г.) Раскрыл догматическую сущность иконы и утвердил обязательность иконопочитания.
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
Вселенская Православная Церковь остановилась на семи Вселенских Соборах. Западная Римско-Католическая Церковь продолжает своё догматическое развитие и насчитывает уже 21 Собор (причём последние 14 Соборов также именует Вселенскими). Протестантские конфессии не признают Вселенских Соборов.
Слайд 28
Победило мнение о земной жизни Христа
Эфесский собор (449
г.)
Халкидонский собор (451 г.)
Слайд 29
Конфликт иконоборцев и иконопочитателей, в 8-9 вв. вылился
в религиозно-политическое движение. Направлено против почитания икон
Императрица Ирина с
сыном на Седьмом Вселенском соборе
(фрагмент фрески Дионисия, XV век)
Слайд 30
ЭВОЛЮЦИЯ И РАСКОЛ ХРИСТИАНСТВА
Рост христианского космополитизма и формирование
основных догматических представлений
Конец I в. - начало II в.-
поражение еврейских восстаний против Римской империи, обособление иудаизма
Начало IV в. - начало активной поддержки новой религии императором Римской империи Константином (ок. 285-337 )
324 г. начало превращения христианства в государственную религию Римской империи
325 г. в г. Никее собран первый вселенский собор христианских церквей
Возникновение первых автокефальных (самостоятельных) церквей.
Константинопольская
Александрийская
Антиохийская
Иерусалимская
Кипрская
Грузинская
отделились
Дальнейшее разделение церквей
1054 г.
Католическая
Православная
Католическая
Протестантская
разделение (XVI в.)
I век н.э. – возникновение христианства.
Слайд 31
Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») —
авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса
Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.
Самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община
Слайд 32
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
Христианство возникло в I веке н.э. в
восточной части Римской империи - Палестине
Начавшийся кризис античных порядков
породил всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности
Усиление антагонизма не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками
Существующие Римская религия и различные религиозные учения Востока не могли дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяли утверждать идею всеобщей справедливости, равенства и спасения
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА
Провозгласило равенство всех людей как грешников
Отвергло существующие рабовладельческие общественные порядки и, тем самым, породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей
Призвало к переустройству мира, выразив, тем самым, реальные интересы бесправных и порабощенных
Дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом – через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороги
ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА
Слайд 34
В 313 г. эдиктом императора Константина I было
официально прекращено преследование христиан и признана свобода вероисповедания в
Римской империи
РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСТВА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХРИСТИАНСТВА
III в. - начало IV в.
борьба за полную легальность, за признание равноправия с прочими религиями
окончательный отказ от всех «крайностей» первоначального христианства
борьба против старых и новых ересей
дальнейшая разработка собственной догматики и обрядности
изменения в социальном составе верующих
еще большая централизация церкви (местные соборы) и рост влияния клира
Церковь как организация приобретает относительную самостоятельность и становится обладателем особых интересов по отношению как к верующим, так и государству. Одной из важнейших целей церковной организации становится поддержание и воспроизводство целостности и устойчивости самого института церкви.
Слайд 36
В 30-летнем возрасте Иисус вышел
на общественное служение, которое начал с принятия крещения от
Иоанна Крестителя в реке Иордан. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22).
После своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал». Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить Его на грех, как всякого человека. Выдержав все искушения дьявола Иисус приступил к своей проповеди и общественному служению.
Он подтвердил и расширил закон Моисея: потребовал от всех максимально,- любить Бога; затем любить ближних своих (всех людей) как самого себя; и любить себя как творение Божие и Его образ (посредством частого причащения).
Христос со своей проповедью путешествовал по Галилее, Самарии, Десятиградьи, Тире, Сидоне. Иудеи многократно пытались убить Его, но Спаситель чудесным образом оставался невредим, пока «не пришёл Его час» распятия на кресте, ради которого Он и воплотился. Он собрал вокруг себя группу из 12 ближайших учеников - апостолов для распространения христианской церкви по всему миру. Своё учение Иисус подкреплял различными чудесами и прославился как пророк и целитель неизлечимых болезней, а также воскрешал мёртвых, укрощал бурю, превращал воду в вино, пятью хлебами насытил 5.000 человек и др.
ДЕЯНИЯ ХРИСТА
Поселившись в Капернауме, он выступил с проповедью о покаянии и начал учить, что Он - Сын Божий, что Ему предстоит жестоко пострадать и умереть на кресте и, что Его тело - есть пища, необходимая всем для вечной жизни
Слайд 37
ХРИСТИАНСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ
Основу христианского вероучения составляет Символ веры, составленный
«Отцами церкви» и утвержденный на Никейском (325 г.) и
Константинопольском (381 г.) Вселенских соборах
Учение о Библии Главным автором Библии является Бог. Ему помогали люди: около 40 человек. Бог создавал Библию через людей: он внушал им, что именно надо писать. Библия - книга боговдохновенная.
Учение о сверхъестественных существах Существуют три группы сверхъестественных существ: Троица, ангелы и бесы.
Учение о втором пришествии Иисуса Христа Время второго пришествия - божественная тайна.
Учение о почитании пророков, апостолов и евангелистов Как и в иудаизме, так и в христианстве верующие должны почитать пророков.
Учение о загробной жизни Главной идеей этого учения является идея о существовании в загробной жизни рая и ада.
Учение о душе Душа - сверхъестественная часть человека, в отличие от тела, не подчиняется законам природы и не зависит от тела, а значит, может существовать и без тела.
Учение о двойной природе Иисуса Христа Иисус Христос, согласно вероучению, Бог и человек – одновременно, т.е. Богочеловек.
Учение об искуплении. Иисус Христос своими страданиями и своей смертью искупил грехи всех людей.
Учение о первом пришествии Иисуса Христа Первое пришествие Иисуса Христа было в 753-м году от основания города Рима.
11
Слайд 38
Христиане верят в
Бога – творца мира;
Иисуса Христа –
единородного Сына Божия, его боговоплощение и искуплением им грехов
человека (распятие и смерть);
Воскресение Иисуса Христа, его телесное вознесение и его второе пришествие;
Троицу, ангелов, бесов, пророков, апостолов, евангелистов;
Загробный мир
(ад и рай);
Таинство крещения;
Бессмертие души и воскресение мертвых; в Церковь
Нормы морали
Служение Богу – высший нравственный долг (Бог – всемогущ);
Заповеди (ветхозаветные, новозаветные и евангелистские «заповеди блаженства»);
Ценности (материальные и духовные);
Гуманность («Возлюби ближнего твоего, как самого себя»)
Верховная сущность
Бог
(в трех лицах:
Отец, Сын и Святой Дух)
Культ христианина
Молитва; Таинства
Пост; Праздники; Обряды; Богослужение (литургия);
Чтение священных книг; Культ креста, икон, святых и мощей;
Миссионерство; Пропаганда учения
Священные книги Библия
Христианство основано в I веке в восточной части Римской Империи (Палестине). Основатель – Иисус Христос
Слайд 39
+
(от греч. βιβλία — книги) — собрание древних
текстов, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в.
до н. э. — II в. н. э.), канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания.
БИБЛИЯ – «СВЯЩЕННАЯ» КНИГА ХРИСТИАН
Слайд 40
Католицизм
Римский папа (лат. Pontifex Romanus -
«римский понтифик»; или Pontifex Maximus -
«верховный
суверенный понтифик») - в
международном праве - суверенная персона
исключительного свойства
(persona sui generis),
поскольку одновременно владеет тремя
нераздельными функциями власти:
Монарх и суверен Святого Престола
Как преемник св. Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх
3. Суверен города-государства Ватикан.
Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер)
Слайд 42
Протестантизм (лютерантство, евангелизм)
Протестанты считают, что человек может получить
прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его
смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).
Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.
Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и не обязательны для исполнения.
Таким образом, протестантизм определил принципиальными три положения:
- спасение личной верой;
- священство всех верующих;
- исключительный авторитет Библии.
Слайд 46
Отличия католицизма от православия
Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности)
Римского папы и его главенство над всеми христианами.
В католицизме, в
отличие от православия, существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а также Её телесном вознесении.
В католицизме, в отличие от православия, существует догматическое понятие о чистилище, а также учение о сверхдолжных заслугах святых.
В латинском обряде священник не может быть женатым и обязан дать обет безбрачия, а в восточном перед принятием священства человек имеет право либо вступить в церковный брак, либо принять монашеские обеты.
В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения.
Осенение крестом производится справа налево у православных и слева направо у католиков латинского обряда.
Слайд 47
православие
католицизм
протестантизм
Слайд 48
Период Македонской династии
«Кодекс Юстиниана»
«Corpus juris civilis» —
современное
название
свода римского
гражданского права, составленного
в 529—534 при византийском
императоре Юстиниане Великом.
Известен также под названиями
«Свод Юстиниана» или
«Кодификация Юстиниана».
Слайд 49
Эпоха Палеологов
Династия Палеологов – последняя в
истории Византийской империи.
Этот период истории
искусств Византии условно называется
Палеологовским Возрождением (1261-1453).
Слайд 50
В 1204 году армия крестоносцев захватила Константинополь.
Византийская
империя в 1430
Слайд 51
В 1453 г. турки разгромили Константинополь и захватили
всю империю.
5 апреля 1453 г. турки начали осаду Константинополя, который
был неприступной крепостью.
Слайд 52
Культ императорской власти
Василевс - титул
византийских
императоров
АВТОКРАТ (с греч. «сам»
+ «править, властвовать»)
Самодержец, лицо с неограниченной верховной властью.
Слайд 53
Григорий
Палама(1296-1359)
Средневековый
мистик, византийский
богослов и философ,
отец и учитель
Церкви, православный
святой.
Мистицизм
(от греч. таинственный) — философское и богословское учение, а
также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме.
Слайд 54
Церковь Христа Спасителя в Полях или
храм монастыря Хора
(ныне мечеть Кахриэ
Джами) 1077-81 гг. Наиболее сохранившая свой
первозданный вид
византийская церковь в
Стамбуле.
Слайд 56
В XIV в. сооружена церковь Апостолов в Солуни
Дворец
Текфур-сарай в Константинополе.
Слайд 57
Феофан Грек (ок. 1340— 1405) великий русский и
византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
Спас Вседержитель.
Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. 1378 г.
Донская икона Божией Матери
Успение (1392)
Слайд 58
Эль Греко (1541-1614);
настоящее имя
Доменико Теотокопули
Вид Толедо.
1604—1614. Метрополитен, Нью-Йорк
Дама в мехах, 1577-1580
Слайд 59
Культурные традиции Византии
Византийская культура – «архив эллинизма»
Основные
черты художественной культуры Византии:
Религиозная тематика, священный характер государства; материальный
мир рассматривался как отблеск божественной внеземной красоты;
Стремление к пышной зрелищности, великолепию, величию;
Условность художественного языка;
Господство строгих норм и канонов, отражавших консервативность и статичность
Слайд 60
Византийское искусство подверглось восточному влиянию:
Стремление к линеарности, а
не к обьему;
Использование в декоре драгоценных камней;
Стремление через искусство
дать наставления верующим, что определяло непреложную программу для художника
Слайд 62
Фаюмский портрет — в
Древнем Египте заупокойные
живописные портреты,
которые писались
в технике
восковой живописи на доске
или на холсте.
Слайд 63
Голубой — цвет неба, чистоты.
Красный — божественный
огонь, цвет крови Христа (в Византии цвет царственности).
Зеленый
— цвет юности, свежести, обновления.
Желтый — тождественен золотому цвету.
Белый — обозначение Бога, подобен Свету, сочетает все цвета радуги.
Черный — сокровенные тайны Бога.
Слайд 64
Хитон - древняя узкая одежда иудеев, спускавшаяся ниже
колен, поверх которой надевалась еще другая.
ГИМАТИЙ -
верхняя одежда, плащ, надеваемый поверх хитона
Мафорий (греч.) — верхняя одежда;
длинное женское покрывало. В иконописи изображается, малиновым, красным.
Слайд 65
Обратная перспектива - вид перспективы, при которой
изображенные
предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя. Предметы
расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий внутри самого зрителя.
Слайд 66
Христос Добрый пастырь. Роспись римских катакомб . III—IV
вв.
Добрый Пастырь. Икона.
Слайд 67
Спас Нерукотворный
Новгородская икона 12 в.
Слайд 70
Богоматерь «Оранта» (молящаяся) — изображается в рост с
воздетыми в молитве руками.
Киев, 11 в.
Слайд 71
Богоматерь «Великая Панагия» («Всесвятая») с изображением Спаса Эммануила
Слайд 72
Спас Эммануил - иконографический тип, представляющий
Христа в отроческом возрасте.
С.Ушаков, 17 в.
Слайд 73
Богоматерь «Умиление» (елеуса) с младенцем Иисусом, прижавшимся к
щеке.
Донская икона «Умиление» Ф.Грек, 14 в.
Слайд 74
Богоматерь «Одигитрия» (указывающая путь) с младенцем, прямо смотрящим
перед собой.
Византия, 15 в.
Слайд 75
Отцы Церкви— почётный титул, используемый с конца IV
века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей
прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии, иерархической организации, и богослужения Церкви.
Слайд 76
Иоанн Златоуст 347-407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как
один из трёх Вселенских святителей и учителей