Слайд 2
Классицизм в архитектуре выражался в предпочтении четких
линий, подчинении природы воле разума, строгим пропорциям и законам
симметрии. Именно так представляли себе гармонию зодчие-классицисты.
Чем же так отличается русский классицизм от европейского? Главным образом, тем, что он удивительно гармонично сочетает в себе идеалы античности и собственной русской, даже православной культуры.
Слайд 3
В классицизме России можно выделить несколько этапов:
первый - екатерининский или ранний русский классицизм, затем начало
XIX века - александровский классицизм, переходящий в ампир (был только во Франции и России)
Слайд 4
Столицей русского классицизма становится Петербург. Для этого города
характерно то, что именно классика является его основой, заложенной
еще в чертежах.
Петербург изначально принимал строгие классические формы в перпендикулярном пересечении улиц, устройстве императорских дворцов и театров и даже в жилых зданиях.
Слайд 5
«СТРОГИЙ, СТРОЙНЫЙ ВИД» ПЕТЕРБУРГА
Весь город в плавных разворотах,
И
лишь подчеркивает даль
В проспектах, арках и воротах
Классическая вертикаль.
И все дворцы, ограды, зданья,
И эти львы, и этот конь
Видны, как бы для любованья
Поставленные на ладонь.
И плавно прилегают воды
К седым гранитам городским —
Большие замыслы природы
К великим замыслам людским...
Д. Самойлов. «Над Невой»
Слайд 6
Архитектурный облик Петербурга складывался благодаря творениям замечательных мастеров:
Ж.
Б. Леблона (1679—1719),
Д. Трезини (1670—1734),
А. Ринальди (1710—1794),
И. Е. Старова (1745—1808),
Д. Кваренги (1744—1817).
Слайд 7
К выдающимся творениям классицизма относятся сооружения начала XIX
в.:
здание Адмиралтейства ( арх. А. Д. Захаров),
первая российская биржа
(арх. Тома де Томон ),
Казанский собор ( арх. А. Н. Воронихин),
здание Горного института (арх. А. Н. Воронихин),
Михайловский дворец (арх. К. И. Росси),
Александрийский театр (арх. К. И. Росси),
здания министерств и арки Главного штаба на Дворцовой площади ( арх. К. И. Росси),
Исаакиевский собор ( арх. О. Монферран)
Слайд 8
Жан Батист Леблон
(1679—1719)
Известный специалист в градостроительстве,
архитектуре, садово-парковом хозяйстве.
В 1716 году был приглашён на
работу в Россию и сразу же был назначен генерал-архитектором Санкт-Петербурга с подчинением ему всех работающих здесь архитекторов и инженеров.
Был обязан обучать русских мастеров своим умениям. Таким образом именно он положил начало образованию в России мастеров архитектуры, столярного дела, скульпторов. По приезду в Петербург мастер тут же организовал более двадцати производственных заведений: литейные, лепные, гобеленные, слесарные, резные, шпалерные и другие.
Слайд 9
Леблон разработал планировку Летнего и Екатерингофского садов. Разрабатывал
проекты типовых домов.
В 1718 году Леблон создал первый
проект уличного масляного фонаря для Санкт-Петербурга.
Жан Батист Леблон работал в Петергофе и Стрельне. Построил первый Петергофский дворец, перестроенный позже Ф.Б. Растрелли. Создал основы планировки фонтанного комплекса. В Стрельне архитектор создал проект дворца, но участия в строительстве не принимал.
Достоверных построек Леблона в Санкт-Петербурге не сохранилось.
Слайд 10
Леблон подготовил для царя проект самого прекрасного города
на земле, каким должен был стать Санкт-Петербург. По этому
плану центром города становился Васильевский остров, сплошь покрытый сетью каналов.
И стал бы Петербург русской Венецией, но Петр изучил проект, прикинул возможности казны... И строительство пошло по-другому, более скромному плану.
Слайд 11
Стрельна
Стрельнинский дворец
XVIII в.
В основу проекта Леблона
легла идея Петра подчеркнуть новый статус России, как морской
державы созданием пышной резиденции.
Слайд 12
АНТОНИО РИНАЛЬДИ
(1710-1794)
Родился и получил художественное образование
в Италии.
В Россию приехал в 1752 году по
приглашению графа К. Г. Разумовского. Через два года стал архитектором "малого двора" - двора наследника престола Павла Петровича.
В 1762 году достиг одного из самых высоких архитектурных "постов" в России - стал придворным архитектором Екатерины II.
Уделял большое внимание рисункам паркетов и одним из первых в России создал паркет не на основе геометрически повторяющихся фигур деревянных плашек, а настоящие художественные композиции со сложными сюжетами по специально разработанным рисункам.
Слайд 13
НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ АРХИТЕКТОРА А.РИНАЛЬДИ :
Дача Воронцова
"Новознаменка" под Санкт-Петербургом;
Церковь Воскресения Христа в Печёре;
Екатерининский
собор в Ямбурге;
Мраморный дворец в Санкт-Петербурге,
Парк и дворцовые сооружения в Ораниенбауме (включая Китайский дворец и Катальную горку);
Гатчинский дворец.
Слайд 14
МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ
Построен в 1768-1785 гг. по
проекту А. Ринальди для фаворита Екатерины II - Г.
Г. Орлова.
Памятник раннего классицизма.
В плане дворец представляет собой неправильный прямоугольник с сильно выступающими боковыми ризалитами.
Главный фасад украшен приставными колоннами, объединяющими второй и третий этажи, остальные фасады декорированы пилястрами.
Первоначальную отделку сохранили парадная лестница и нижний ярус стен Мраморного с барельефами работы Ф. И. Шубина и М. И. Козловского.
В 1845-1849 гг. многие внутренние помещения дворца были отделаны заново (А. П. Брюллов).
Слайд 15
Нижняя часть здания облицована гранитом, а вместо штукатурки
(по предложению архитектора) для облицовки стен было решено использовать
32 сорта мрамора. Отсюда и его название — «Мраморный дворец». Белый мрамор привозили из Италии, это оказалось дешевле, чем везти его с Алтая или Урала. Остальной же облицовочный материал добывали в карьерах близ Ладожского и Онежского озёр. Мрамор использовали и при оформлении десяти внутренних залов здания.
Слайд 16
Гатчинский дворец
представляет собой самобытное произведение русской архитектуры, которое
создавали несколько поколений мастеров – выдающиеся архитекторы и декораторы Антонио
Ринальди, Винченцо Бренна, Андреян Захаров, Николай Львов, Андрей Воронихин, Андрей Штакеншнейдер, Роман Кузьмин.
Слайд 17
Закладка Гатчинского дворца состоялась 30 мая 1766 года.
За основу пространственной композиции архитектор взял усадебную схему, при
которой главный дом соединялся галереями со служебными корпусами.
Ринальди ввел и новые нетрадиционные элементы: граненые башни и подземный ход.
Ринальди добился единства строгого величественного здания и паркового пейзажа.
Слайд 18
Проектируя Гатчинский дворец, Ринальди не пошел по
пути повторения какого-либо образца. Он создал архитектурную фантазию на
тему рыцарского охотничьего замка. Поэтому Гатчинский дворец является совершенно самобытным произведением русской архитектуры, и особенно архитектуры второй половины XVIII века.
Слайд 19
Общий вид Гатчинского дворца с высоты птичьего полета
Слайд 20
Белый зал.
Арх. А. Ринальди (1770-е гг.), В. Бренна (1790-е гг.). Акварель Э. Гау,
1880 г.
Слайд 21
Китайский театр
(оперный дом)
В 1778 году была произведена закладка
здания.
В целом сооружение было вполне европейским, и лишь
высокая кровля с загнутыми "по-китайски" углами выдавала желание мастера воссоздать китайскую постройку.
Театр был достаточно простым по своим архитектурным формам: белые стены, декорированные лишь гранеными пилястрами, широким белым карнизом и узкими белыми наличниками дверей и окон.
Слайд 22
Внутреннее убранство было пышным и нарядным. Центральная ложа,
портал сцены, плафон — все было пестро разукрашено фигурами китайцев,
драконами, щитами со знаками зодиака, позолотой. В интерьере свисали колокольчики, бусы, подвески, выточенные из дерева, пестро раскрашенные, посеребренные и вызолоченные. Украшения лож были сделаны из раскрашенного картона, положенного на блестящую фольгу. Мишурная маскарадная зала как бы воссоздавала фантастический Китай XVIII века.
Слайд 23
Центральная императорская ложа и две боковые великокняжеские были
пышно украшены подлинными китайскими произведениями искусства: декоративными лаковыми панно,
фарфором, мебелью. Занавес оранжевого шелка был расписан сценками и пейзажами в "китайском вкусе"
Слайд 24
13 июня 1779 года состоялось первое представление на сцене
Китайского театра.
Театральная жизнь прекращается в 1914 году в связи
с началом Первой мировой войны. Лишь летом 1930 года в Китайском театре возобновляются спектакли.
15 сентября 1941 года это уникальное сооружение почти полностью сгорело, сейчас о нем напоминает лишь кирпичная руина.
Слайд 25
Старов Иван Егорович
(1745-1808)
Русский архитектор, один из
основоположников русского классицизма.
Важнейшие из его сооружений:
- Троицкий собор в Александро-Невской лавре;
- Таврический дворец;
- Князь-Владимирский собор (перестройка после пожара);
- Софийский собор, близ Царского Села,
- и дачные дворцы в имениях Тайцы, Сиворицы и Пелла Санкт-Петербургской губернии,
- Екатерининский собор в Херсоне.
Слайд 26
Свято - Троицкий собор
Архитектурный памятник раннего классицизма.
Собор увенчан куполом на высоком барабане, а его лаконичные
монументальные формы гармонируют с монастырскими корпусами.
Строительство продолжалось 14 лет, и 30 августа 1790 года Свято-Троицкий собор был завершен.
Искусствоведы полагают, что он стал вершиной творчества архитектора Старова.
Слайд 27
Собор в Софии
В 1780 году в непосредственной близости
от Царского Села был основан новый город - София,
сделавшийся на короткий период уездным городом Санкт-Петербургской губернии.
Город застраивался медленно, т.к. не удавалось привлечь жителей.
Лишь во второй половине 19 века строительство начало развиваться.
Проект собора разработал Ч.Камерон в 1780 году.
Закладка собора состоялась 30 июля 1782 года.
Проект переработал И.Е.Старов, он же руководил постройкой, которая была завершена в 1788 году.
Слайд 28
Таврический дворец
(1783 - 1789)
Сооружен для фаворита Екатерины
II Г. А. Потемкина-Таврического
Здание состоит из трех основных
объемов, соединенных низкими галереями - в глубине участка увенчанного куполом центрального и двух флигелей, выдвинутых вперед, на красную линию улицы.
Слайд 29
Фасад центрального двухэтажного корпуса отмечен шестиколонным портиком с
фронтоном. Четырехколонные портики флигелей обращены во двор.
Композиция интерьера:
парадные залы развертываются вглубь по оси здания. За восьмигранной купольной ротондой следует великолепный продольно ориентированный Белоколонный зал с двумя рядами ионических колонн на длинных сторонах.
Слайд 30
Доменико Трезини
(1670-1734)
Русский архитектор и инженер. Швейцарец по
происхождению. С 1703 работал в России.
По указанию Петра
I составил "образцовые" (типовые) проекты жилых домов для различных слоев населения.
Постройки отличаются чёткостью планов, скромным декоративным убранством, сочетанием строгих ордерных элементов с барочными деталями.
Основные работы:
- Крепостные ворота в Нарве (1705);
- Летний дворец Петра I (1710-1714);
- здание 12-ти коллегий (1722-1733);
- Петровские ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (1717-1718);
- Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (1712-1733);
- Колокольня Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (1712-1733).
Слайд 31
Петропавловский собор
(1712—1733)
Здание состоит из собственно церкви
и громадной по размерам колокольни, завершающейся шпилем.
Со стороны главного
фасада колокольня полностью закрывает объем здания собора.
Строительство здания было начато именно с колокольни. Форсирование строительства колокольни было вызвано желанием иметь в городе заметный издали высотный ориентир и, кроме того, башню, с которой было бы удобно и легко обозревать строительство нового города.
Здание собора, и особенно колокольни, сильно пострадало от пожара 1756 года, вызванного ударом молнии в шпиль. В 60—70-х годах здание было восстановлено очень близко к своему первоначальному виду.
Слайд 32
Ворота
Петропавловской крепости (1717-1718)
На примере этих ворот
до нас дошел особый вид построек того времени, обычно
выполнявшихся из нестойких материалов и потому, как правило, скоро исчезнувших,—триумфальных сооружений, связанных с победами России в Северной войне.
Петровские ворота крепости первоначально были деревянными. При строительстве каменных на них был перенесен деревянный резной рельеф с первых ворот.
Слайд 33
Здание Двенадцати коллегий (1722 - 1742)
На Васильевском острове
формировался политический центр столицы и по проекту Д.Трезини возводится
здание двенадцати коллегий (10 коллегий – органы государственного управления; сената и синода).
Трехэтажное здание протяженностью 400 метров, состоит из двенадцати одинаковых корпусов с раздельными крышами и портиками, соединенные торцами. Все корпуса объединяет открытая аркада с длинным коридором на втором этаже.
По традиции петровского времени здание было окрашено в два цвета: кирпично-красный и белый.
Первоначальная отделка интерьеров в виде лепного убранства сохранилось только в Петровском зале.
Слайд 34
Джакомо Кваренги
Российский архитектор. Представитель классицизма. По происхождению итальянец.
В России работал с 1780 года.
Монументальностью и строгостью форм,
пластической законченностью образа отличаются :
- павильон "Концертный зал" (1782-88 года),
- Александровский дворец в г. Пушкин (1792-1800 года),
- Ассигнационный банк (1783-99 года)
- Эрмитажный театр (1783-87 года),
- Смольный институт (1806-08 года)
1744 - 1817
Слайд 35
Эрмитажный театр
3 сентября 1783 года появился указ
о начале постройки, а уже в 1787-м в Петербурге
вышло роскошное издание с гравированными чертежами отстроенного театра и описаниями на французском языке.
Прежде всего, это небольшой придворный театр вместимостью всего на 250 зрителей, т.е. для императорской семьи и избранной дворцовой знати.
Сам зрительный зал отличается изяществом и великолепием своего оформления и убранства. Глубокий амфитеатр зрительного зала, задуманный по античному принципу, в своих пропорциях гармонично сочетается с рядами мраморных полуколонн, обрамляющих полукруглый зал.
Слайд 36
Смольный институт
Памятник истории и архитектуры, резиденция губернатора Петербурга
и музей.
Здание возведено в 1806 году
В XIX —
начале XX века в здании размещался Смольный институт благородных девиц.
Слайд 37
Ассигнационный банк
В композиции здания Ассигнационного банка использован прием,
характерный для крупных русских городских усадеб.
Центральный корпус, предназначенный для
банковских операций, связан открытой колоннадой с окружающей его дугообразной постройкой. Фасад главного дома со стороны улицы украшен шестиколонными коринфским портиком, колонны которого объединяют два верхних этажа и помещены на высоком пьедестале, соответствующем первому этажу. Двор отделен от улицы высокой оградой с гранитными столбами.
Фрагмент ограды Ассигнационного банка (сейчас –институт экономики и финансов) (1783-1790)
Слайд 38
Подковообразный флигель, предназначенный первоначально для подсобных помещений и
для хранения медной монеты, подчинен центральному зданию. Его торцы
отмечены лоджиями с двумя колоннами тосканского ордера и фризами по сторонам лоджий. Каждая часть Ассигнационного банка отличается большой завершенностью своих форм, и вместе с тем все они прочно связаны друг с другом и с окружением.
план здания
Слайд 39
Академия наук
Главное здание Академии наук, построенное в 1783—1789
годах, оно стало одним из наиболее совершенных образцов строгого
классицизма.
Прямоугольный план Академии наук слегка усложнен тремя ризалитами, расположенными в центре и в крыльях.
Центральный ризалит главного фасада выделен восьмиколонным ионическим портиком, завершенным невысоким фронтоном.
Пластичная колоннада портика контрастирует с гладью стен симметричных крыльев.
Строгость архитектурного решения подчеркнута здесь почти полным отсутствием каких бы то ни было декоративных деталей, и только профилированные горизонтальные тяги отделяют один этаж от другого.
Слайд 40
Александровский дворец
(Царское Село)
Выстроенное в стиле классицизма здание украшено
великолепной колоннадой - двумя рядами белых коринфских колонн. Главные
входы во дворец размещены по сторонам колоннады. Фасад дворца отличается простотой, даже строгостью - только торцы боковых корпусов украшены портиками и полукруглыми нишами, которые охватывают окна первого и второго этажа.
Александровский дворец предназначался для любимого внука Екатерины II, будущего императора Александра I. Строительство дворца велось в 1792-1796 годах под руководством архитектора И. Неелова.
Слайд 41
Внутренняя отделка Александровского дворца, также выполненная по проекту
Дж. Кваренги, сохранилась только в анфиладе парадных залов -
Полукруглого, Портретного, Биллиардного и Зала с горкой. Их интерьерам, выполненным в бело-желто-серой гамме, присуща та же сдержанность и строгость, что и фасаду здания. Жилые помещения, располагавшиеся в боковых корпусах, неоднократно переделывались.
В Александровском дворце после 1905 года почти постоянно жил Николай II с семьей, и именно отсюда Романовы летом 1917 года были вывезены в Тобольск.
Слайд 43
Андреян Дмитриевич Захаров
(1761- 1811)
Его творчество знаменует собой
наивысший расцвет русской национальной архитектурной школы эпохи классицизма.
Самым
значительным (и единственным из сохранившихся) произведением архитектора Захарова А.Д. является здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге - выдающийся памятник русской архитектуры и градостроительства.
Слайд 44
Адмиралтейство
Архитектурно-планировочный центр Санкт-Петербурга. Первое здание Адмиралтейства, возведенное еще
в 1704 году по проекту самого Петра I, представляло
собой одноэтажный мазанковый корпус в форме буквы "П", увенчанный башенкой. Именно здесь строились корабли и зарождался российский флот.
Слайд 45
В начале 19 века было принято решение перестроить
Адмиралтейство, чтобы его внешний облик гармонировал с парадным центром
Российской столицы.
Здание, созданное по проекту архитектора Захарова, сохранилось до наших дней. Грандиозная постройка, длина главного фасада которой достигает 406 метров, состоит из двух П-образных корпусов.
Здание украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. На шпиле установлен флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга. Флюгер, весящий 65 килограмм, покрыт двумя килограммами чистого золота.
Слайд 47
Жан Франсуа Тома де Томон (1760—1813)
Свое архитектурное
образование получил во Франции, а затем в Италии. В
Россию он приехал в 1799 г. В силу своих связей с царским двором он уже в 1800 г. получил знание академика, а Александр I назначил его придворным архитектором.
Явился автором первого развернутого классического ансамбля — всемирно известного здания Биржи с Ростральными колоннами и набережной Стрелки Васильевского острова. Помимо Биржи, ему принадлежит также павильон в Павловске (храм - памятник "Супругу-благодетелю").
По проектам Томона был сооружен театр в Одессе и поставлена мемориальная колонна в Полтаве.
Слайд 48
Здание Биржи
Ансамбль Биржи уже издали производит сильное впечатление.
На значительных расстояниях хорошо воспринимается весь объем спокойного, окруженного
колоннадой здания, как бы противостоящий течению реки, прекрасные силуэты Ростральных колонн и лента набережной. Объединенные в единое целое, части ансамбля предлагают поразительное разнообразие точек обзора. Благодаря удачно найденному масштабу, биржевой ансамбль превосходно согласуется с ансамблем Петропавловской крепости и застройкой Дворцовой набережной.
Слайд 49
Андрей Николаевич Воронихин
(1759–1814)
Русский архитектор и живописец,
представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.
Проектировал обычно
не только структуру самих зданий, но и декор интерьеров, дизайн мебели, осветительных устройств (порой даже утвари), добиваясь особой цельности образов. По его эскизам были перестроены интерьеры Строгановского дворца на Невском (1793), а также реставрирован после пожара дворец в Павловске (с 1803).
Главными творениями мастера явились петербургские Казанский собор и Горный институт.
Слайд 50
Казанский собор
Построен в 1801 г.—1811 г. для перенесения
в него древней иконы Казанской богоматери, по имени которой
назван.
Крестово-купольное здание обращено к Невскому проспекту вытянутым боковым фасадом. Мощная полукруглая колоннада с 6-колонным портиком создаёт композиционный центр здания на боковом фасаде и образует торжественную площадь, входящую в цепь ансамблей Невского проспекта.
Слайд 51
Главный вход обращен к малой площади, обнесённой монументальной
чугунной решёткой. Интерьер решен как величественный колонный зал (длина
главного нефа 69 м, общая высота 62 м) светского дворцового характера.
В 1813 в Казанский собор похоронен М. И. Кутузов.
В 1837 перед собором установлены памятники Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли
6 декабря 1876 перед Казанский собор состоялась первая в России революционная демонстрация студентов и рабочих .
В 1932 в Казанский собор открыт Музей истории религии и атеизма.
Слайд 52
Карл Иванович Росси
(1775–1849)
Крупнейший зодчий русского ампира.
Творениям – помимо их градостроительного значения – присуща и
удивительная декоративная цельность
Первой большой градостроительной работой стала реконструкция Аничкова дворца, с которой началась грандиозная перепланировка центра Петербурга
В 1819 г. было решено реконструировать ансамбль Дворцовой площади. Руководя Комитетом строений и непосредственно занимаясь грандиозной реконструкцией Дворцовой площади, одновременно зодчий реконструировал дворцово-парковый ансамбль Елагина острова и возвел комплекс Михайловского дворца с окружающей застройкой.
Слайд 53
В 1827 г. инженерному департаменту поручается перестройка здания
Сената. Росси создал новый значительный ансамбль из двух зданий:
Сената и Синода. Здесь он прибег к соединению двух объемов аркой, перекинутой над Галерной улицей. Повернув по дуге угол здания Сената на переходе к Английской набережной, зодчий удачно включил в ансамбль и часть набережной.
В 1816 г. составил первый проект реконструкции Театральной площади рядом с Невским проспектом. Результат – прекрасное в архитектурном и инженерном исполнении здание Александринского театра, отходящей от нее улицы (Зодчего Росси) и площади Ломоносова, в которую эта улица упирается.
Слайд 54
Здание Генштаба
Приступая к реконструкции
площади, Росси имел перед собой следующие задачи:
во-первых, необходимо
было создать площадь, пространство которой явилось бы главным ее элементом, архитектурно связанным с другими смежными с нею площадями;
во-вторых, необходимо было создать площадь для военных парадов, строгую и монументальную, соответствующую происходящим на ней действиям;
и, наконец, главное: новые строения должны были составить с Зимним дворцом и Адмиралтейством единый архитектурный ансамбль.
Росси справился с поставленной задачей блестяще.
В 1820 г. начались работы по реконструкции, а в 1829 г. были завершены.
Слайд 55
Триумфальная арка на дворцовой площади
Слайд 56
Дворец на Елагином острове
(1818 - 1822)
Росси весьма
удачно использует природные богатства при проектировании парка.
Искусно размещены постройки
острова, позволяющие по мере движения вдоль него воспринимать их в разнообразных и живописных ракурсах.
Основные постройки — дворец, кухонный и конюшенный корпуса и оранжерея — образуют живописную группу вокруг открытого пространства луга. В этой работе Росси вновь демонстрирует свою способность блестяще решать интерьеры парадных помещений. Центральный зал, опочивальня, вестибюль, столовая и другие помещения дворца тщательно продумывались архитектором, а затем под его наблюдением выполнялись в натуре опытными мастерами.
Слайд 57
Михайловский дворец
(1819 - 1825)
Тонко продуманная градостроительная
система, созданная Росси вокруг дворца, была одновременно весьма практична
и отвечала высоким художественным требованиям. С Садовой улицы открывался прекрасный вид на шпиль Инженерного замка и архитектурный ансамбль Марсова поля. К тому же решалась практическая задача транспортной связи центра с Петербургской стороной по вновь проложенной Садовой улице, улучшилась связь с Литейной стороной. Решая практические задачи, Росси с коллективом инженеров создает целую сеть красивых чугунных мостов через Фонтанку и Мойку.
И все-таки центром градостроительного комплекса был Михайловский дворец.
В строительстве дворцовых ансамблей это несомненно вершина архитектурного творчества Росси.
Слайд 58
Театральная улица
По проекту К.И. Росси Театральная площадь, площадь
у Чернышева моста, сеть новых улиц, связанных между собой
и с другими магистралями центра, застраиваются как единый архитектурный организм.
Слайд 59
В центре композиции доминирует величественное здание Александрийского театра.
Главным фасадом он обращен к Невскому проспекту, южный замыкает
перспективу Театральной улицы. Величественные колоннады всех фасадов, статуи муз в нишах, скульптурный фриз и квадрига Аполлона, возвышающаяся над аттиком, усиливают значение здания как подлинного храма искусств. Важное значение в ансамбле имеет величавый торжественный фасад нового корпуса Публичной библиотеки — яркий пример синтеза искусств в архитектуре классицизма.
Слайд 60
Монферран Анри Луи Огюст
(1786–1858)
Архитектор, чье творчество
ознаменовало переход от классицизма к историзму в русском зодчестве
первой половины 19 в.
Руководя работами по перестройке Исаакиевского собора, Монферран сумел в полной мере развернуть свои способности художника.
Историзм проявился в умении мастера сочетать приемы разных стилей – ренессанса, барокко, классицизма – ради достижения общего величественного эффекта.
Он украсил центр Петербурга и другим монументальным памятником, еще более художественно-цельным, – Александровской колонной, возведение которой в центре Дворцовой площади завершило ее ансамбль.
Слайд 61
Исаакиевский собор
(1818 - 1858)
Исаакиевский собор - выдающийся
памятник русской архитектуры XIX века и одно из величайших
в мире купольных сооружений, уступающее по размерам только соборам св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фиоре во Флоренции.
Грандиозность этого храма определяют его размеры: высота 101,5 м; длина 111,2 м; ширина 97,6 м.
Собор - одна из доминант Санкт-Петербурга и второе по высоте здание после Петропавловского собора. Его монументальный и величественный образ создает неповторимый акцент в городском силуэте и служит такой же визитной карточкой северной столицы, как шпиль собора Петропавловской крепости и золотой кораблик Адмиралтейства.
Слайд 63
Александровская колонна (1829-1834)
Установлена в центре Дворцовой площади
в честь победы России над Наполеоном в Отечественной войне
1812 года.
Колонна достигает 47,5 метров в высоту. Это самая высокая в мире колонна, изготовленная из цельного камня.
Она была названа в честь российского императора Александра I, который царствовал в России во время войны с Наполеоном.
На вершине памятника - фигура ангела, лицу которого скульптор Б. Орловский придал черты Александра I. Попирающий змею ангел на вершине колонны символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над Наполеоном. Барельефы на пьедестале Александровской колонны в аллегорической форме представляют славу русского оружия и символизируют отвагу российской армии: на них изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, Мир и Правосудие, Мудрость и Процветание.