Слайд 2
Expressio (лат.) – выражение
(первые десятилетия XX века)
Экспрессионизм
–это попытка показать внутренний мир человека, его переживания, как
правило, в момент предельного духовного напряжения.
Слайд 3
отказ от иллюзорного пространства
Стремление к плоскостной трактовке предметов
Деформация
предметов
Любовь к резким красочным диссонансам
Экспрессионизм
Художественные приемы -
Слайд 4
На протяжении истории художники не раз деформировали в
своих работах окружающую их действительность, пытаясь передать ощущение ее
несправедливости, жестокости и безрадостности. К XX столетию это направление получило название "экспрессионизм". В то время художники стали особо остро ощущать охватившую всю Европу тревогу, которая вылилась в 1914 г. в ужасную Первую мировую войну. В живописи беспокойное чувство экспрессионистов противопоставлялось безмятежному взгляду импрессионистов и характеризовалось использованием двух приемов: упрощением рисунков до карикатуры и выбором ярких экспрессивных цветов, едких и обжигающих, что хорошо передавало ощущение скрежещущего и хохочущего мира, насмешливого и жестокого.
Экспрессионизм
Слайд 5
Основоположники направления:
Эдвард Мунк
1863-1944гг.
«Разрыв».
Слайд 6
Эрнст Людвиг Кирхнер
1880-1939гг.
«Красная башня».
Слайд 7
Эдвард Мунк. (1863-1944 гг.) - норвежский живописец, театральный
художник, график, один из основоположников экспрессионизма.
«Болезнь, безумие
и смерть – чёрные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь». (Из дневника Э. Мунка).
Слайд 8
Биография
Его отец, военный врач, был глубоко верующим человеком.
Когда будущий художник был еще ребенком, его мать и
старшая сестра умерли от чахотки. Болезнь, страдание, смерть – темы, к которым Мунк постоянно возвращался на протяжении своего творческого пути, – были знакомы ему с раннего детства.
Слайд 9
Эдвард Мунк. Больной ребёнок.
Слайд 11
Смерть в комнате больного 1893
134,5 x 160 см
The Munch Museum
Слайд 12
У смертного одра (Лихорадка)
1893 60 x 80 см
пастель. Музей Мунка
«Смерть в комнате больного», «У смертного одра»
- это не образы, это личный опыт.
Слайд 13
«Мёртвая мать»
Здесь вся биография Мунка – скончавшиеся мать
и сестра, страх смерти и одиночества, неизменно влекущие за
собой страх близких отношений.
Слайд 14
Эдвард Мунк:
«Я прогуливался с двумя друзьями
вдоль улицы – солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный
цвет, - и меня охватило чувство меланхолии. Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет. Над городом и над чёрно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи. Мои друзья продолжили свою дорогу, а я стоял, пригвождённый к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы».
Слайд 17
«Крик» — работа 29-летнего Эдварда Мунка
Слайд 18
«Крик» — группа картин, выполненных в
жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком, изображающая исполненную отчаянием
фигуру на фоне кроваво-красного неба.
Слайд 19
Пейзаж на фоне — вид Осло-Фьорда с
холма Экеберг, в городе Осло, Норвегия.
Слайд 20
Мунк создал несколько версий «Крика», а
именно 4, используя разные техники.
Слайд 21
В музее Мунка представлен один из
двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель. Норвежский Национальный
музей искусства, архитектуры и дизайна содержит в своей галерее вторую версию, выполненную маслом.
Пастель
Слайд 22
Четвёртая версия, выполненная пастелью, принадлежит норвежскому
миллиардеру Петтеру Олсену.
Слайд 23
Изначальное название на немецком, данное Мунком
картине было «Крик природы».
Слайд 24
Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением
вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо
в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884.
Слайд 25
Фигура на переднем плане, вероятно, изображает
самого художника, не кричащего, а наоборот, защищающего себя от
крика природы. В этом смысле, поза в которой он себя изображает, может быть рефлекторной реакцией человека, старающегося спастись от сильного шума, реального или вымышленного.
Слайд 26
В 1978 году известный знаток творчества
Мунка, Роберт Розенблюм высказал мнение, что необычное, бесполое существо
на переднем плане было скорее всего навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году.
Слайд 27
Существует также версия, что картина эта
частично - плод психического расстройства; в самом деле, есть
сведения, что художник страдал маниакально-депрессивным психозом.
Слайд 28
Крик стал мишенью нескольких краж. В
1994 году картина была украдена из национальной галереи. Несколькими
месяцами позже она была возвращена на свое место.
Слайд 29
«Крик» и другое известное произведение художника
«Мадонна» были украдены из музея Мунка. Обе картины были
возвращены в 2006 году. Получив некоторые повреждения, картины снова были выставлены на показ в мае 2008, после реставрации.
Слайд 31
Тема, ставшая центральной в творчестве Мунка, – взаимоотношения
мужчины и женщины. Женщина в его работах предстает в
различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как персонификация эротического женского начала или как ясновидящая, властная мать-смерть.
Слайд 32
«Вампир» - 1897
Национальная галерея, Осло
Слайд 33
Пепел
1894, Национальная галерея, Осло
Пепел является примером попытки производить наиболее
убедительные образы состояний сознания и психологических условиях. На картине
изображено прощание после любви, мужчина в отчаянии, женщина равнодушна. Название Пепел относится к дыму сгоревшего журнала, который проходит вдоль края картины, означающий смерть любви.
Слайд 34
«Женщина в синем» - 1921 (Фрау Барт)
Слайд 36
«Фризы жизни» - «это поэма жизни, любви и
смерти»
Поцелуй.
Ревность.
В Берлине были показаны «Голос», «Поцелуй» и «Ревность». На
них Мунк показал, как при виде любимой теряются горизонты, как весь мир уходит на второй план, когда ты наедине с любимой. «Крик природы» был последним в серии, он рассказывал, как на тебя рушится весь мир, когда ты остаёшься один, а друзья уходят по мосту дальше.
Слайд 38
"Четыре возраста в жизни"
символизирует этапы жизненного пути любого
человека.
Слайд 39
До конца своей жизни, Эдвард Мунк продолжал писать
беспощадные автопортреты, раскрывая в них
своё эмоциональное и физическое состояние.
Слайд 48
В 1963 г. в Осло был торжественно открыт
музей Э. Мунка, который занимается собранием, обработкой и популяризацией
творчества норвежского художника и графика.
В настоящее время музейный фонд составляет около 1100 картин, 4500 рисунков, 18000 графических файлов. Кроме произведений художника, в музее хранятся несколько личных его вещей, в том числе и те, которые он завещал городу после своей смерти.
Слайд 49
Эрнст Людвиг Кирхнер
1880-1936 гг.
Слайд 50
Эрнст Кирхнер. Фрэнци в резном кресле
Слайд 51
Эрнст Кирхнер. Автопортрет в солдатской форме