Слайд 2
В нашем городе большое количество памятников посвященные
императорам России. Назовите памятники посвященные:
Петру I
Екатерине II
Александру II
Николаю I
Александру III
Назовите тех императоров которых нет в этом списке.
Скульптура
Бюст
Здание
Колонна
Памятники представлены в разном исполнении:
Слайд 4
Сегодня мы с вами подробно поговорим об одном
из памятников основателю нашего города - ПетруI. Этот памятник
является неофициальным символом нашего города.
Вы конечно догадались речь пойдет о МЕДНОМ ВСАДНИКЕ.
Слайд 5
Екатерина II
В 1762г. на российский престол
взошла Екатерина II. Она объявила себя преемницей Петра I.
Царица повелела установить памятник Петру I.
Слайд 6
Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно.
Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа
царской России - Сената.
Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив "Медный всадник" ближе к Неве.
Слайд 7
Автором памятника был Этьен Морис Фальконе. Советовали обратиться
именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро
и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.
Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт.
Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера".
Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.
Слайд 8
Генерал Петр Иванович Мелиссино позировал Фальконе, так как
был похож ростом и фигурой на Петра I. Генерал
многократно демонстрировал перед скульптором скачку на коне, воспроизводя подъем на помосте и внезапную остановку путем осаживания коня на дыбы.
Слайд 9
Скульптору позировали два жеребца орловской породы по кличкам
Каприз и Бриллиант из конюшен графа Орлова. Управлял ими
Афанасий Тележенко.
Слайд 10
Скульптор тщательно изучал жизнь и деятельность Петра I.
Он составил себе представление не только об историческом смысле
его деятельности, но и о характере, манерах, привычках своего героя.
Фальконе решил, что спокойная статичная фигура всадника на коне не соответствовала характеру героя.
Слайд 11
Голову Петра I выполнила ученица Этьена Мориса Фальконе
– Мари-Анн Колло. В награду за выполненную работу Екатерина
II присвоила ей звание профессора Российской Академии Художеств.
Слайд 12
Змею как символ зла - выполнил Федор Гордеев.
Слайд 13
Поиски камня под пьедестал памятника заняли много времени.
В 1767г.дано объявление о поиске камня: «Камень сей должен
быть пяти сажен и одного аршина в вышину». И только через год в сентябре 1768г. крестьянин из деревни Лахта Семен Вишняков рассказал о камне на который по преданию поднимался сам Петр I. Когда-то в камень ударила молния и оставила на нем свой рубец. Оттого глыбу эту и прозвали «Гром-камень».
Размеры камня:
Длина -13,42 м.
Ширина-6,71м.
Высота- 8,24м.
Весил камень около 2000 тонн.
Слайд 14
Такую громаду нужно было доставить в город. Екатерина
II объявила награду 7000 рублей тому, кто придумает самый
удобный и приемлимый способтранспортировки камня.
По официальным данным наиболее разумное и экономичное предложение внес грек Мартьен Карбури. Но по мнению многих современников, этот простой и в тоже время остроумный способ перевозки камня нашел один кузнец, чье имя, к сожалению, не сохранила история. Карбури же купил у русского умельца «способ передвижения камня» за 20 рублей.
Слайд 15
Для транспортировки камня по суше был сооружена из
толстых бревен огромная платформа. С нижней стороны находились обитые
медными листами деревянные желоба. Они покрывали собой такие же, уложенные на землю, переносные желоба-рельсы, по которым перекатывались 30 бронзовых шаров размером 5 дюймов (12 см.) Эти шары и были главной технической сутью в предложенном способе перевозки.
Многие петербуржцы приходили посмотреть на эту уникальную перевозку.
От места залегания камня у побережья Лахты были вырублены просеки, укреплен грунт.
Слайд 16
Екатерина II посетила место работ и была потрясена
увиденным.
Она распорядилась выбить медаль и написать на ней
«Дерзновению подобно»
Слайд 17
7 августа 1782г. состоялось торжественное открытие памятника. На
постаменте была высечена надпись «Петру I - Екатерина II».
В день открытия памятника после прохождения полков и пушечного салюта состоялось награждение медалями участников сооружения монумента. Фальконе в списке для награждения не было, он покинул Россию за долго до этого дня (в 1778г.)
Слайд 18
к 200-летию Санкт-Петербурга.
Были сделаны памятные медали
с
изображением Медного всадника.
Слайд 19
Во время блокады Ленинграда "Медный всадник" был укрыт
мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.
Слайд 21
А после окончания войны разобрали укрытия.
Слайд 22
Памятник реставрировали три раза: в 1909г., в 1976
г. и в 1996г.
Медного всадника моют каждый год.
Слайд 23
Перед 300-летием Петербурга памятник был в очередной раз
отреставрирован. Скульптуру очистили от патины, вокруг монумента установили невысокую
ограду.
Слайд 24
Памятник окружает чугунная литая ограда простого рисунка,
которая подчеркивает величие монумента.
Слайд 25
Памятник является одним из неофициальных символов нашего города.
Ему посвящали стихи поэты разных эпох. А.С. Пушкин в
своей поэме «Медный всадник» дал памятники новое имя, которое в будущем закрепилось за ним. О нем написаны книги.
Ужасен он в окресной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
Слайд 26
Образ Медного всадника мы так же можем увидеть
на картинах, марках, почтовых открытках, конвертах, различных сувенирах.
Слайд 27
Так же в нашем городе существует традиция –молодожены
возлагают цветы не только к Вечному огню, но и
к Медному всаднику.