Слайд 2
От греч. «слово, повествование», род литературы, повествующий о
различных событиях, происходивших в прошлом.
ЭПОС
Слайд 3
Из глубины веков приходят к нам сказания о
подвигах легендарных героев, ставших символом мужества, доблести, благородства.
Слайд 4
Героический эпос восходит к древним мифам и отражает
мифические представления человека о природе и окружающем мире.
Слайд 5
М. Горький:
«Первые победы над природой вызвали в народе
ощущение своей устойчиваости, гордости собою, желание новых побед и
побудили к созданию героического эпоса»
Слайд 6
Первоначально героический эпос сформировался в устной форме, передавался
из уст в уста.
Слайд 7
Эпос обрастал новыми сюжетами и закреплялся в книжной
форме
Слайд 8
Героический эпос – результат коллективного народного творчества, поэтому
имена создателя неизвестны.
Слайд 9
Гомер. «Илиада», «Одиссея»
Гомер - легендарный древнегреческийГомер - легендарный
древнегреческий поэтГомер - легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм
«Илиады»
и
«Одиссеи».(древнейшего памятника европейской литературы)
Слайд 11
Героический эпос народов мира представлен памятниками. «Сказание о
Гильгамеше» - шумерский эпос.
Слайд 12
Гильгамеш — отважный герой, отправившийся на поиски мудрости,
счастья и бессмертия.
Слайд 13
Индийский народный эпос «Махабхарата».
Создан на санскрите.
Слайд 14
«Махабхарата» повествует о битве двух родов и их
союзников за господство в царстве, расположенном в верхнем течении
реки Ганг. Поэт на стороне малочисленного, но благородного рода Пандавов, сыновей индийских богов.
Слайд 15
Средние века.
Героический эпос отражает рыцарские идеалы доблести и
чести.
Слайд 16
Англия.
«Беовульф»
Основное содержание заключается в сказаниях о победе Беовульфа
над страшными чудовищами ГренделемОсновное содержание заключается в сказаниях о
победе Беовульфа над страшными чудовищами Гренделем и его матерьюОсновное содержание заключается в сказаниях о победе Беовульфа над страшными чудовищами Гренделем и его матерью, и над опустошавшим страну драконом.
Действие происходит в Скандинавии (Дания и юг нынешней Швеции). В блистательном чертоге пировали дружинные воины из племени данов (датчан). Однако вот уже 12 зим на них нападает страшное чудовище по имени Грендель, истребляя лучших и знатнейших воинов. Знатный военачальник Беовульф, известный своей силой и воинскими умениями, отправляется морем с дружиной на помощь воинам. В одиночку он побеждает Гренделя в ночном единоборстве, оторвав ему руку, и тот умирает в своем логове. Чтобы отомстить за него, из морской пучины поднимается ещё более жуткий враг — мать Гренделя. Чтобы одолеть её, Беовульфу приходится спуститься в её морское логово.
Во второй части поэмы Беовульф вступает в поединок с драконом, который мстит людям за посягательство на охраняемый им клад. Дракон убит, но и Беовульф получает смертельную рану. Автор не рассматривает это как трагедию, скорее как достойный венец героической жизни. Дружина во главе с доблестным Виглавом торжественно сжигает Беовульфа и клад дракона на погребальном костре.
Слайд 18
Германия.
«Песнь о нибелунгах»
средневековая германскаягерманская эпическаягерманская эпическая поэмагерманская эпическая
поэма, написанная неизвестным автором в конце XIIгерманская эпическая поэма,
написанная неизвестным автором в конце XII — начале XIII векагерманская эпическая поэма, написанная неизвестным автором в конце XII — начале XIII века. Принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений человечества. В ней рассказывается о женитьбе драконоборца Зигфридагерманская эпическая поэма, написанная неизвестным автором в конце XII — начале XIII века. Принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений человечества. В ней рассказывается о женитьбе драконоборца Зигфрида на бургундскойгерманская эпическая поэма, написанная неизвестным автором в конце XII — начале XIII века. Принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений человечества. В ней рассказывается о женитьбе драконоборца Зигфрида на бургундской принцессе Кримхильдегерманская эпическая поэма, написанная неизвестным автором в конце XII — начале XIII века. Принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений человечества. В ней рассказывается о женитьбе драконоборца Зигфрида на бургундской принцессе Кримхильде, его смерти из-за конфликта Кримхильды с Брунгильдойгерманская эпическая поэма, написанная неизвестным автором в конце XII — начале XIII века. Принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений человечества. В ней рассказывается о женитьбе драконоборца Зигфрида на бургундской принцессе Кримхильде, его смерти из-за конфликта Кримхильды с Брунгильдой, женой её брата — Гунтера, а затем о мести Кримхильды за смерть мужа.
Слайд 20
Испания.
«Песнь о моем Сиде»
Памятник испанской литературыПамятник испанской литературы,
анонимный героический эпос
«Песнь о моём Сиде» близка к исторической
правде в большей степени, чем другие памятники героического эпоса, она даёт правдивую картину Испании и в дни мира, и в дни войны. Её отличает высокий патриотизм.
Главным героем эпоса выступает доблестный Сид, борец против мавровГлавным героем эпоса выступает доблестный Сид, борец против мавров и защитник народных интересов. Основная цель его жизни — освобождение родной земли от арабовГлавным героем эпоса выступает доблестный Сид, борец против мавров и защитник народных интересов. Основная цель его жизни — освобождение родной земли от арабов. Историческим прототипом Сида послужил кастильскийГлавным героем эпоса выступает доблестный Сид, борец против мавров и защитник народных интересов. Основная цель его жизни — освобождение родной земли от арабов. Историческим прототипом Сида послужил кастильский военачальник, дворянинГлавным героем эпоса выступает доблестный Сид, борец против мавров и защитник народных интересов. Основная цель его жизни — освобождение родной земли от арабов. Историческим прототипом Сида послужил кастильский военачальник, дворянин, герой РеконкистыГлавным героем эпоса выступает доблестный Сид, борец против мавров и защитник народных интересов. Основная цель его жизни — освобождение родной земли от арабов. Историческим прототипом Сида послужил кастильский военачальник, дворянин, герой Реконкисты Родриго (Руй) Диас де Вивар (1040—1099), прозванный за храбрость Кампеадором («бойцом»; «ратоборцем»).
Слайд 22
Исландия
«Старшая Эдда»
Поэтический сборник древнеисландских песенПоэтический сборник древнеисландских песен
о богах и героях скандинавской мифологии и истории, сохранившийся
в древнейисландской рукописи второй половины XIII века.
Слайд 23
Франция.
«Песнь о Роланде»
Сюжет.
После успешного семилетнего похода в мавританскую
Испанию Император франков Карл Великий завоевывает все города сарацин,
кроме СарагосыПосле успешного семилетнего похода в мавританскую Испанию Император франков Карл Великий завоевывает все города сарацин, кроме Сарагосы, где правит царь Марсилий. Мавры, представленные в поэме язычниками, созывают совет у Марсилия и решают отправить к Карлу послов. Послы предлагают французам богатства и говорят, что Марсилий готов стать вассалом Карла. На совете у франков бретонский граф Роланд отвергает предложение сарацинов, но его недруг граф Гвенелон настаивает на другом решении и едет как посол к Марсилию, замышляя погубить Роланда. Ганелон настраивает Марсилия против Роланда и 12 пэров Франции.
Ганелон советует Марсилию напасть на арьергард армии Карла Великого. Возвратившись в лагерь, изменник говорит, что Марсилий согласен стать христианином и вассалом Карла. Роланда назначают начальником арьергарда, и он берет с собой только 20 тысяч человек.
В результате предательства графа Ганелона отряд франков оказывается отрезанным от основного войска Карла, попадает в засаду в Ронсевальском ущельеВ результате предательства графа Ганелона отряд франков оказывается отрезанным от основного войска Карла, попадает в засаду в Ронсевальском ущелье и вступает в бой с превосходящими силами мавров. Перед этим Роланд несколько раз отказывается последовать совету друзей и позвать подмогу, чтобы не погубить Карла и не осквернить его честь. Роланд был племянником Карла. Проявляя чудеса мужества, Роланд и его сподвижники — граф Оливье, Готье де л’Ом и архиепископ Турпин (Турпен) — отражают многочисленные атаки мавров, но в конце концов погибают.
Карл слишком поздно замечает неладное и возвращается в Ронсеваль. Разгромив коварного врага, император обвиняет Гвенелона в измене. Тот заявляет, что невиновен и с целью оправдания выставляет на судебный поединок своего могучего родственника Пинабеля. На стороне обвинения сражается друг Роланда граф Тьерри. Он побеждает Пинабеля и Гвенелон вместе со всей своей семьей погибает.
Слайд 25
Эпос народов Востока и Крайнего Севера.
ОЛОНХО — сказания
якутского народа о подвигах богатырей, защищающих людей от злых
чудищ.
Слайд 26
Нартский эпос
Нарты — доблестное племя богатырей, живших в
древние времена и боровшихся с чудовищами, великанами, драконами, грабителями
Слайд 27
Армянский героический эпос.
«Давид Сасунский»
«Давид Сасунский» — средневековый армянский
— средневековый армянский эпос — средневековый армянский эпос, повествующий
о борьбе богатырей — средневековый армянский эпос, повествующий о борьбе богатырей из Сасуна — средневековый армянский эпос, повествующий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении — средневековый армянский эпос, повествующий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении, ныне в Турции — средневековый армянский эпос, повествующий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении, ныне в Турции) против арабских — средневековый армянский эпос, повествующий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении, ныне в Турции) против арабских захватчиков. Сложился в VII — средневековый армянский эпос, повествующий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении, ныне в Турции) против арабских захватчиков. Сложился в VII—X веках. Эпос состоит из четырёх ветвей. Первая — Санасар и Багдасар, вторая — Мгер Старший, третья — Давид, четвёртая — Мгер младший.
Впервые эпос был записан в 1873 годуВпервые эпос был записан в 1873 году известным исследователем народной словесности Гарегином Срвандзтянцем из уст крестьянина по имени Крпо, жившего в селе Арнист.
Слайд 28
Армянский героический эпос.
«Давид Сасунский»
Слайд 29
Русский фольклор,
Пушкинские сказки
Слайд 30
Лермонтов
«Бородино»
«Песнь о купце Калашникове»
Слайд 31
В музыке эпос нашёл своё отражение в произведениях
Римского-Корсакова «Садко»
Слайд 33
Иван Билибин – художник сказок.
Слайд 34
ВОПРОСЫ:
1. Что вам известно о героическом эпосе народов
мира?
2. Какова история возникновения эпоса и его дальнейшего развития?
3.
Расскажите более подробно об одном из памятников народного эпоса. Что в нем привлекает вас?