Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Эвены-коренные малочисленные народы Севера

Содержание

ПЛАН:Понятие «малочисленные этносы», «коренные этносы»: границы понятий, общие черты культуры, проблемы функционирования этнокультуры в современном мире.Эвены Хабаровского края АвтоэтнонимТерритория расселенияПисьменностьРелигияХозяйствоТрадиционная одеждаСоциальная организацияСовременные этнические процессыПЛАН:Понятие «малочисленные этносы», «коренные этносы»: границы понятий, общие черты культуры, проблемы функционирования этнокультуры
Презентация на тему: «Эвены-коренные малочисленные народы Севера»Презентация на тему: «Эвены-коренные малочисленные народы Севера»Выполнила: Воробьева Е.А. ПЛАН:Понятие «малочисленные этносы», «коренные этносы»: границы понятий, общие черты культуры, проблемы функционирования В международной практике под коренными народами имеются в виду аборигенные народы, ведущие Границы понятий  В правовом определении коренных народов есть такой признак как малочисленность. Век информационных технологий внёс свои коррективы в представления о человеке и человеческой ЭВЕНЫ Автоэтноним (самоназвание)Происхождение этнонима Территория расселенияНа географической карте этническая территория эвенов образует почти правильный квадрат, стороны ПисьменностьПреподавание национальных языков в школах ведется на языке титульной национальности, обучение в РелигияЭвены были одним из наиболее христианизированных народов Севера, чему способствовала активная миссионерская ХозяйствоИсторически, хозяйство эвенов формировалось в виде комплексной экономики, сочетавшей занятия таежным промыслами, В ходе этнокультурных контактов у эвенов сложилось несколько региональных вариантов культуры. На Традиционная одеждаБолее традиционной является эвенская одежда, соответствующая общетунгусскому костюму. Заимствование отдельных элементов Социальная организацияОбщетунгусские черты в организации эвенского общества представлены его родовой организацией. В В эвенском обществе отмечается особая мягкость в отношении к детям, они Современные этнические процессыСовременное этнокультурное развитие эвенов определяется историей их формирования и контактами Межэтнические связи эвенов наглядно проявляются в сфере языка и для территории проживания
Слайды презентации

Слайд 2 ПЛАН:
Понятие «малочисленные этносы», «коренные этносы»: границы понятий, общие

ПЛАН:Понятие «малочисленные этносы», «коренные этносы»: границы понятий, общие черты культуры, проблемы

черты культуры, проблемы функционирования этнокультуры в современном мире.
Эвены Хабаровского

края
Автоэтноним
Территория расселения
Письменность
Религия
Хозяйство
Традиционная одежда
Социальная организация
Современные этнические процессы




ПЛАН:
Понятие «малочисленные этносы», «коренные этносы»: границы понятий, общие черты культуры, проблемы функционирования этнокультуры в современном мире.
Эвены Хабаровского края
Автоэтноним
Территория расселения
Письменность
Религия
Хозяйство
Традиционная одежда
Социальная организация
Современные этнические процессы




Слайд 3 В международной практике под коренными народами имеются в

В международной практике под коренными народами имеются в виду аборигенные народы,

виду аборигенные народы, ведущие племенной образ жизни, как об

этом говорится в Конвенции МОТ 1989 г.
В трактовке, соответствующей современным условиям России, это народы, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности. Их права обычно защищаются как права малочисленных аборигенных народов.
Термин коренные жители нередко трактуют как право на дополнительные преимущества на данной территории, что воспринимается как нарушение гражданских прав всеми другими национальностями.
Малочисленные этносы – народы численность которых достигает не более 50000 человек.


В международной практике под коренными народами имеются в виду аборигенные народы, ведущие племенной образ жизни, как об этом говорится в Конвенции МОТ 1989 г.
В трактовке, соответствующей современным условиям России, это народы, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности. Их права обычно защищаются как права малочисленных аборигенных народов.
Термин коренные жители нередко трактуют как право на дополнительные преимущества на данной территории, что воспринимается как нарушение гражданских прав всеми другими национальностями.
Малочисленные этносы – народы численность которых достигает не более 50000 человек.


Слайд 4 Границы понятий  
В правовом определении коренных народов есть

Границы понятий  В правовом определении коренных народов есть такой признак как

такой признак как малочисленность. Чтобы считаться малочисленным коренным народом

Российской Федерации, численность должна быть меньше пятидесяти тысяч. Народы, численность которых больше пятидесяти тысяч, разумеется, тоже являются и считаются коренными, но не на законодательном уровне. То есть никаких специальных норм защиты для таких народов у нас в России не предусмотрено, хотя, разумеется, крупные автохтонные народы имеют в России свои республики.


Границы понятий  
В правовом определении коренных народов есть такой признак как малочисленность. Чтобы считаться малочисленным коренным народом Российской Федерации, численность должна быть меньше пятидесяти тысяч. Народы, численность которых больше пятидесяти тысяч, разумеется, тоже являются и считаются коренными, но не на законодательном уровне. То есть никаких специальных норм защиты для таких народов у нас в России не предусмотрено, хотя, разумеется, крупные автохтонные народы имеют в России свои республики.


Слайд 5 Век информационных технологий внёс свои коррективы в представления

Век информационных технологий внёс свои коррективы в представления о человеке и

о человеке и человеческой личности. Одним из основных признаков

нового столетия стал актуальный вопрос национального развития и самоопределение во всём мире. В процессах современной социализации и становлении идентичности личности важную роль приобрели аспекты этнического и национального. Возрождение национального достоинства, духовности и культуры не может идти путём этнической самоидеализации и замкнутости от всего мирового сообщества, его общекультурного контекста.
Культурное многообразие является общим наследием человечества и его необходимо сохранять, как движущую силу стойкого развития, для обеспечения мира и безопасности на местном, национальном и международном уровнях.
В культурных отношениях могут принимать участие большие и малые народы, которые имеют и не имеют своей государственности. Базовым принципом процесса взаимодействия является принцип равенства культур. В создавшихся условиях ещё более актуальной становится роль диалога – важнейшего фактора этнокультурного развития, универсального способа выработки общих ценностей и интересов.


Век информационных технологий внёс свои коррективы в представления о человеке и человеческой личности. Одним из основных признаков нового столетия стал актуальный вопрос национального развития и самоопределение во всём мире. В процессах современной социализации и становлении идентичности личности важную роль приобрели аспекты этнического и национального. Возрождение национального достоинства, духовности и культуры не может идти путём этнической самоидеализации и замкнутости от всего мирового сообщества, его общекультурного контекста.
Культурное многообразие является общим наследием человечества и его необходимо сохранять, как движущую силу стойкого развития, для обеспечения мира и безопасности на местном, национальном и международном уровнях.
В культурных отношениях могут принимать участие большие и малые народы, которые имеют и не имеют своей государственности. Базовым принципом процесса взаимодействия является принцип равенства культур. В создавшихся условиях ещё более актуальной становится роль диалога – важнейшего фактора этнокультурного развития, универсального способа выработки общих ценностей и интересов.


Слайд 6 ЭВЕНЫ

ЭВЕНЫ

Слайд 7 Автоэтноним (самоназвание)
Происхождение этнонима "эвен", которое считается более древним,

Автоэтноним (самоназвание)Происхождение этнонима

чем "эвенк", связывается либо с древними оленеводами увань, которые упоминаются

в китайских источниках VII в., как жители горной тайги Забайкалья, либо с собственно эвенским словом восточных говоров эвэн, "местный", "здешний", "спустившийся с гор."


Автоэтноним (самоназвание)
Происхождение этнонима "эвен", которое считается более древним, чем "эвенк", связывается либо с древними оленеводами увань, которые упоминаются в китайских источниках VII в., как жители горной тайги Забайкалья, либо с собственно эвенским словом восточных говоров эвэн, "местный", "здешний", "спустившийся с гор."


Слайд 8 Территория расселения
На географической карте этническая территория эвенов образует

Территория расселенияНа географической карте этническая территория эвенов образует почти правильный квадрат,

почти правильный квадрат, стороны которого, на севере ограничены побережьем

Северного Ледовитого океана, на юге, Охотским побережьем, на западе, бассейном Лены севернее Якутска, на востоке, р. Анадырь и собственно Камчаткой. Они не имеют своей национальной автономии и расселяются на территории Якутии, Чукотского и Корякского АО, Камчатской и Магаданской обл. и Хабаровского края.


Территория расселения
На географической карте этническая территория эвенов образует почти правильный квадрат, стороны которого, на севере ограничены побережьем Северного Ледовитого океана, на юге, Охотским побережьем, на западе, бассейном Лены севернее Якутска, на востоке, р. Анадырь и собственно Камчаткой. Они не имеют своей национальной автономии и расселяются на территории Якутии, Чукотского и Корякского АО, Камчатской и Магаданской обл. и Хабаровского края.


Слайд 9 Письменность
Преподавание национальных языков в школах ведется на языке

ПисьменностьПреподавание национальных языков в школах ведется на языке титульной национальности, обучение

титульной национальности, обучение в интернатах ведет к утрате родного

языка, в том числе и на бытовом уровне, распространение русского языка в качестве языка межнационального общения, все эти факторы влияют на функциональность эвенкского языка в их культуре. Письменность для эвенского языка на основе латинской графики была разработана в 1931 г, в 1936 г., она была переведена на кириллицу. В 1932-1934 гг. были разработаны школьные программы и учебники для преподавания эвенского языка.


Письменность
Преподавание национальных языков в школах ведется на языке титульной национальности, обучение в интернатах ведет к утрате родного языка, в том числе и на бытовом уровне, распространение русского языка в качестве языка межнационального общения, все эти факторы влияют на функциональность эвенкского языка в их культуре. Письменность для эвенского языка на основе латинской графики была разработана в 1931 г, в 1936 г., она была переведена на кириллицу. В 1932-1934 гг. были разработаны школьные программы и учебники для преподавания эвенского языка.


Слайд 10 Религия
Эвены были одним из наиболее христианизированных народов Севера,

РелигияЭвены были одним из наиболее христианизированных народов Севера, чему способствовала активная

чему способствовала активная миссионерская деятельность. В местах расселения эвенов

строились православные церкви и часовни. Рождение, брак,смерть, бытовое поведение, исполнение обрядов и праздников, все регулировалось православной традицией. Обязательными в убранстве жилища, вне зависимости от его типа, были иконы, которые при перекочевке перевозились на специально предназначенном для этой цели олене. В ХХ столетии, в период активной антирелигиозной пропаганды, направленной против христианства, среди эвенов можно наблюдать типичную для сибирских народов тенденцию. Она состоит в частичном возврате, в весьма редуцированном виде, к фрагментам обрядности жизненного цикла и норм промыслового и бытового поведения, базирующихся на основе традиционного миропонимания и шаманизма, в среде представителей старшего поколения.


Религия
Эвены были одним из наиболее христианизированных народов Севера, чему способствовала активная миссионерская деятельность. В местах расселения эвенов строились православные церкви и часовни. Рождение, брак,смерть, бытовое поведение, исполнение обрядов и праздников, все регулировалось православной традицией. Обязательными в убранстве жилища, вне зависимости от его типа, были иконы, которые при перекочевке перевозились на специально предназначенном для этой цели олене. В ХХ столетии, в период активной антирелигиозной пропаганды, направленной против христианства, среди эвенов можно наблюдать типичную для сибирских народов тенденцию. Она состоит в частичном возврате, в весьма редуцированном виде, к фрагментам обрядности жизненного цикла и норм промыслового и бытового поведения, базирующихся на основе традиционного миропонимания и шаманизма, в среде представителей старшего поколения.


Слайд 12 Хозяйство
Исторически, хозяйство эвенов формировалось в виде комплексной экономики,

ХозяйствоИсторически, хозяйство эвенов формировалось в виде комплексной экономики, сочетавшей занятия таежным

сочетавшей занятия таежным промыслами, рыболовством и оленеводством. По сравнению

с эвенками, оленеводство эвенов в большей степени имеет продуктивную, а не транспортную направленность. Именно потребностями оленеводства определялся их образ жизни и атрибутика культуры.


Хозяйство
Исторически, хозяйство эвенов формировалось в виде комплексной экономики, сочетавшей занятия таежным промыслами, рыболовством и оленеводством. По сравнению с эвенками, оленеводство эвенов в большей степени имеет продуктивную, а не транспортную направленность. Именно потребностями оленеводства определялся их образ жизни и атрибутика культуры.


Слайд 13 В ходе этнокультурных контактов у эвенов сложилось несколько

В ходе этнокультурных контактов у эвенов сложилось несколько региональных вариантов культуры.

региональных вариантов культуры. На Камчатке, быстринская группа эвенов занималась

исключительно оленеводством чукотско-корякского типа, северокамчатские эвены, оленеводство сочетали с промыслами. У эвенов Охотского побережья фиксируется три зональные группы хозяйств: горно-таежная, с приморской территорией практически не связанная (оленеводческая), промежуточная, к которой относились около 70% эвенских хозяйств (оленеводческо-промысловая) и приморская, состоящая из эвенских хозяйств утративших оленей (промысловая). Эвены Якутии также занимались оленеводческо-промысловой деятельностью, но атрибутика их культуры, в большей степени соответствует тунгусо-якутской оленеводческой традиции. Из хозяйственных занятий, исторически не свойственных тунгусам, как следствие влияния якутов, можно отметить распространение среди эвенов, скотоводства и прежде всего коневодства в Оймяконском районе и на Охотском побережье, в районе прохождения Охотско-Камчатского тракта.


В ходе этнокультурных контактов у эвенов сложилось несколько региональных вариантов культуры. На Камчатке, быстринская группа эвенов занималась исключительно оленеводством чукотско-корякского типа, северокамчатские эвены, оленеводство сочетали с промыслами. У эвенов Охотского побережья фиксируется три зональные группы хозяйств: горно-таежная, с приморской территорией практически не связанная (оленеводческая), промежуточная, к которой относились около 70% эвенских хозяйств (оленеводческо-промысловая) и приморская, состоящая из эвенских хозяйств утративших оленей (промысловая). Эвены Якутии также занимались оленеводческо-промысловой деятельностью, но атрибутика их культуры, в большей степени соответствует тунгусо-якутской оленеводческой традиции. Из хозяйственных занятий, исторически не свойственных тунгусам, как следствие влияния якутов, можно отметить распространение среди эвенов, скотоводства и прежде всего коневодства в Оймяконском районе и на Охотском побережье, в районе прохождения Охотско-Камчатского тракта.


Слайд 14 Традиционная одежда
Более традиционной является эвенская одежда, соответствующая общетунгусскому

Традиционная одеждаБолее традиционной является эвенская одежда, соответствующая общетунгусскому костюму. Заимствование отдельных

костюму. Заимствование отдельных элементов и деталей, фиксируется, прежде всего,

в виде промысловой одежды у мужчин, это палеоазиатская одежда "глухого" кроя.
Эвенскую женскую одежду, вероятно, в связи с ее эстетическими свойствами, она нарядно декорирована, охотно использовали палеоазиатсткие женщины. В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры морских животных.


Традиционная одежда
Более традиционной является эвенская одежда, соответствующая общетунгусскому костюму. Заимствование отдельных элементов и деталей, фиксируется, прежде всего, в виде промысловой одежды у мужчин, это палеоазиатская одежда "глухого" кроя.
Эвенскую женскую одежду, вероятно, в связи с ее эстетическими свойствами, она нарядно декорирована, охотно использовали палеоазиатсткие женщины. В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры морских животных.


Слайд 15 Социальная организация
Общетунгусские черты в организации эвенского общества представлены

Социальная организацияОбщетунгусские черты в организации эвенского общества представлены его родовой организацией.

его родовой организацией. В ХVIII в. у эвенов формируются,

так называемые, административные роды. Традиционные родовые связи реализуются через институты родовой взаимопомощи, по перераспределению мясной добычи между всеми членами стойбища.Внутренняя структура эвенского общества базировалась на половозрастной стратификации, которая и определяла социальные роли каждого человека.


Социальная организация
Общетунгусские черты в организации эвенского общества представлены его родовой организацией. В ХVIII в. у эвенов формируются, так называемые, административные роды. Традиционные родовые связи реализуются через институты родовой взаимопомощи, по перераспределению мясной добычи между всеми членами стойбища.Внутренняя структура эвенского общества базировалась на половозрастной стратификации, которая и определяла социальные роли каждого человека.


Слайд 16 В эвенском обществе отмечается особая мягкость в отношении

В эвенском обществе отмечается особая мягкость в отношении к детям, они

к детям, они "глаза" матери, "душа" отца. Их не

принято было наказывать, гость вошедший в жилище, здоровался за руку даже с маленькими детьми, если они уже умели ходить. Имянаречение проводили, когда ребенок начинал "лепетать", угадыванием имени родственника, воплотившегося в нем. Эти имена, в детском возрасте, не членами семьи не применялись. В 3-5-и летнем возрасте детей крестили и православное имя становилось официальным, а традиционное использовалось в домашнем обиходе. Социализация детей происходила через игры, имитирующие основные виды взрослой деятельности в соответствии с половой принадлежностью. До 7-8 лет дети были связаны с домом, мальчиков после этого начинали брать на ближнюю охоту или на выпас оленей, с 14-15 лет мальчики могли охотиться самостоятельно.


В эвенском обществе отмечается особая мягкость в отношении к детям, они "глаза" матери, "душа" отца. Их не принято было наказывать, гость вошедший в жилище, здоровался за руку даже с маленькими детьми, если они уже умели ходить. Имянаречение проводили, когда ребенок начинал "лепетать", угадыванием имени родственника, воплотившегося в нем. Эти имена, в детском возрасте, не членами семьи не применялись. В 3-5-и летнем возрасте детей крестили и православное имя становилось официальным, а традиционное использовалось в домашнем обиходе. Социализация детей происходила через игры, имитирующие основные виды взрослой деятельности в соответствии с половой принадлежностью. До 7-8 лет дети были связаны с домом, мальчиков после этого начинали брать на ближнюю охоту или на выпас оленей, с 14-15 лет мальчики могли охотиться самостоятельно.


Слайд 17 Современные этнические процессы
Современное этнокультурное развитие эвенов определяется историей

Современные этнические процессыСовременное этнокультурное развитие эвенов определяется историей их формирования и

их формирования и контактами с соседними народами, степень интенсивности

которых, в ХХ столетии, в значительной мере зависела и от социально-экономических процессов, протекавших в Сибири. В целом, они носят интеграционный характер, но в разных этнокультурных средах и в различных сферах культуры, они имели разную. Для эвенов Охотского побережья, установка на заключение межнациональных браков менее характерна, что объясняется преобладанием здесь собственно эвенского населения. Так, в конце 60-х гг., в Охотском районе Хабаровского края жило 1175 эвенов и только 228 якутов, в Аркинском с/с, из 196 хозяйств, 144 были эвенские, 32 якутские и 20 русские, в пос. Арка было зафиксировано всего 17 межнациональных браков


Современные этнические процессы
Современное этнокультурное развитие эвенов определяется историей их формирования и контактами с соседними народами, степень интенсивности которых, в ХХ столетии, в значительной мере зависела и от социально-экономических процессов, протекавших в Сибири. В целом, они носят интеграционный характер, но в разных этнокультурных средах и в различных сферах культуры, они имели разную. Для эвенов Охотского побережья, установка на заключение межнациональных браков менее характерна, что объясняется преобладанием здесь собственно эвенского населения. Так, в конце 60-х гг., в Охотском районе Хабаровского края жило 1175 эвенов и только 228 якутов, в Аркинском с/с, из 196 хозяйств, 144 были эвенские, 32 якутские и 20 русские, в пос. Арка было зафиксировано всего 17 межнациональных браков


Слайд 18 Межэтнические связи эвенов наглядно проявляются в сфере языка

Межэтнические связи эвенов наглядно проявляются в сфере языка и для территории

и для территории проживания эвенов определяются как взаимная языковая

ассимиляция. Эвенский язык относится к северной (тунгусской) подгруппе тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи и подразделяется на две группы говоров, восточную (Охотское побережье, Камчатка и Колыма) и западную (Якутия).


Межэтнические связи эвенов наглядно проявляются в сфере языка и для территории проживания эвенов определяются как взаимная языковая ассимиляция. Эвенский язык относится к северной (тунгусской) подгруппе тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи и подразделяется на две группы говоров, восточную (Охотское побережье, Камчатка и Колыма) и западную (Якутия).


  • Имя файла: eveny-korennye-malochislennye-narody-severa.pptx
  • Количество просмотров: 244
  • Количество скачиваний: 11