Слайд 2
Театр
Цирк
Балет
Опера
Кино
Анимация
Зрелищные виды искусства
Слайд 3
«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая
вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать
миру добра».
Н.В.Гоголь
Слайд 4
Этапы зарождения и формирования Российского театра.
Пратеатр
До 10-11 в.
ритуально-фольклорный театр.
До 16 в. Театр скоморох.
17-18 в. Школьно-церковный
театр
17 в. Придворный театр, Петровский театр.
18 в. Публичный театр, театры в учебных заведениях
19-20 Российский театр
Слайд 5
Действа пратеатра, основанны на древней родовой и земледельческой
магии, поэтому театр этого периода в основном изучается фольклористами
и этнографами, а не театроведами-историками
2. До 10-11 века ритаульно-фольклорный
Слайд 6
3. До 16 века Театр скоморохов
Слайд 7
СКОМОРОХИ
Всяк спляшет, да не так, как скоморох.
Не учи
плясать, я сам скоморох.
У всякого скомороха свои погудки.
Скоморохова жена
всегда весела.
Скоморох голос на гудке настроит, а житья своего не устроит.
И скоморох ину пору плачет.
Скоморох попу не товарищ.
Бог дал попа, чёрт скомороха.
Слайд 8
Скоморохи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — странствующие
актёры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты,
исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.
Согласно словарю В. Даля , скоморох — «музыкант, дудочник, сопелыщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; медвежатник; комедиант, актёр и пр.»
Слайд 9
Скоморох-певец, исполнитель народной поэзии, уступает место представителям зарождающейся
с конца 16 в. поэзии; живая память о нем
сохранилась в народе - в лице рассказчиков былин на Севере, в образе певца или бандуриста на Юге.
Скоморох-гудец (гусельник, домрачей, волынщик, сурначей), игрок для плясок превратился в музыканта-инструменталиста. В народе же его преемниками являются народные музыканты, без которых не обходится ни одно народное гулянье.
Скоморох-плясун превращается в танцора, оставив в свою очередь следы своего искусства в народных разудалых плясках. Скоморох-смехотворец превратился в артиста,
Слайд 10
Свою книгу Скоморохи на Руси Фаминцын заключает словами:
«Как бы ни было грубо и элементарно искусство скоморохов,
но не должно упускать из виду, что оно представляло единственную соответствовавшую вкусам народа в течение многих веков форму развлечений и утехи, заменявшую ему вполне новейшую литературу, новейшие сценические зрелища. Скоморохи... были древнейшими в России представителями народного эпоса, народной сцены; они же вместе с тем были и единственными представителями светской музыки в России...»
Слайд 11
Театр скоморохов назывался «позорищем» (слово не носило негативного
смысла, происходя от древнерусского «зрети» — видеть; термин сохранялся
вплоть до 17 в.). Однако преследования скоморохов привели к возникновению негативной окраски термина (отсюда в современном русском языке - «позор»).
В 18 в., когда театр вновь вошел в контекст культурной жизни России, утвердились термины «театр» и «драма», а бывшее «позорище» преобразовалось в «зрелище».
Слайд 12
Театр при царе Алексее Михайловиче
1672 г. – начались
представления придворной труппы царя Алексея Михайловича
Артамон Матвеев приказывает «учинить
комедию», «а для того действа устроить хоромину»
17 октября в селе Преображенском состоялся первый спектакль
Слайд 13
Русский театр в годы правления Петра Великого
1702 г.
– первый русский общедоступный театр на Красной площади
Становятся популярными
праздничные шествия, фейерверки, маскарады, ассамблеи
Слайд 14
Усадьба «Кусково»
В то время в моду входит театр.
Многие уважающие себя дворяне того времени создавали у себя
домашние театры, в которых играли их крепостные - для того чтобы развлекать гостей, собирающихся у них на вечера. В Кусково также создается подобный крепостной театр.
Расцвет и закат Кусковского театра пришелся на время Николая Петровича Шереметьева, известного как покровитель искусств.