Слайд 3
Порядок жизни крестьянина-земледельца определялся сменой времён года, а
также сменой земледельческих работ в годовом круге жизни: в
определенное время пахали, сеяли, косили, жали. Особое место отводилось праздникам.
Слайд 4
Живя среди природы, люди были участниками природных событий,
связанных с приходом весны, пробуждением земли, созреванием хлебов, сбора
урожая. Календарные праздники были тесно связаны с жизнью природы.
Слайд 5
В праздниках люди находили передышку от каждодневного напряженного
труда и как бы переносились в мир радости и
мечты. Каждый праздник отмечался по особому.
Слайд 10
Начало нового года, когда солнце поворачивает на лето,
вызывало у людей желание изменить будущую жизнь к лучшему.
Этому должны были помочь святочные обряды, которые сопровождали Святки и Новый год.
Слайд 15
Они включали в себя магические действия с хлебом,
зерном, соломой (смысл которых-пожелание достатка в семье), а также
колядование, ряжение, гадание.
Слайд 23
Масленичные обряды – это катание на лошадях, традиционные
игры и затеи, хождение в гости, проводы Масленицы –
вывозили чучело в поле и сжигали его. На масленицу пекли блины, которые являлись символом солнца.
Слайд 38
Семь недель спустя после Пасхи праздновали Зелёные Святки.
Это время бурного роста посевов и трав. Символом была
молодая берёзка. Деревенские девушки шли в лес, загадывали о своей судьбе.
Слайд 40
Они украшали березку цветными лентами, платками, угощали –
потчевали разными кушаньями, водили вокруг нее хороводы с песнями.
Слайд 41
Дома, дворы, а позднее и храмы украшали
живыми цветами и ветвями деревьев. И сам праздник проходил
в лесу или в роще, среди деревьев и цветов. Девушки водили хороводы. Из зеленых веток березы плели венки, носили их на голове, а потом бросали в реку, чтобы узнать свою судьбу. Прибьется венок к берегу, не видать замужества в этом году, уплывет – замуж идти, потонет – быть беде.
Слайд 42
Иван Купала – языческий праздник
поклонения природным стихиям. Две из них – огонь и
вода участвовали в праздничном обряде. Всю ночь люди плясали и играли вокруг костров, прыгали через них. Искали цветок папоротника.
Слайд 49
Заканчивалась жатва. Крестьяне готовились к осенним праздникам в
семейном кругу: пекли пироги, созывали родню.
Слайд 52
Последний яровой сноп – пожинальник, дожитник – наряжали
в сарафан, кокошник, вносили в дом и торжественно ставили
в красный угол. Потом зерно из снопа вымолачивали и смешивали с семенами, которые сеяли весной, чтобы были колосистее.
Слайд 56
Праздник – это народное творчество в действии. Праздник
– это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные
песни, озорные игры, величавые хороводы. Все обрядовые действа народного праздника имели символическое значение и передавались от поколения к поколению. Многие традиции народных праздников живы и сегодня.