Слайд 2
Характерные черты искусства
Древней Индии
1. Искусство развивалось под
непосредственным влиянием религиозно-нравственных идей брахманизма, буддизма, индуизма.
2. В искусстве
соединялись религиозное и материально-чувственное начала, переплетались этическое и эмоциональное.
3. Материал искусства сакрализировался:
звук считался божественным по своей природе,
танец – ритмическим выражением космической энергии.
4. В искусстве отражались:
идеи гармонии природы и Вселенной;
восторженное отношение к природе, жизни;
внимание к проблемам любви как чувственного опыта;
внимание к эстетическому переживанию.
Для древнеиндийской культуры характерен синтез искусств (архитектуры, скульптуры, живописи).
Слайд 3
I. Архитектура
Основные типы буддийских сооружений
1. Ступа – мемориальный памятник в честь деяний Будды, место хранения его священных реликвий (насыпной холм, облицованный камнем и окружённый оградой). На вершине его находится реликварий (дарохранительница), увенчанный многоярусным шпилем-зонтом – символом восхождения на пути совершенствования.
Слайд 4
Ступа
Ступа в Санчи (III-II вв. до н. э.)
Слайд 5
2. Стамбха – мемориальный столб с высеченными на
нём буддийскими моральными изречениями. Венчается скульптурной капителью с изображением
«колеса закона» (чакры).
Львиная капитель (III в. до н. э.)
Слайд 6
Стамбха
Животные сиволизируют: Лев – север, Слон – восток,
Лошадь – юг, Бык – запад.
Слайд 9
3. Скальные монастырские комплексы
Включали: вихару – квадратный зал,
чайтью – пещерный храм со ступой внутри,
кельи монахов.
Чайтья в Карли (I в. до н. э.)
Слайд 11
Скальные монастырские комплексы
Аджанта. Буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс. III
Слайд 12
Скальные монастырские комплексы
Аджанта. Буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс. III
Слайд 13
Индийские храмы отличает:
скульптурность форм,
обильная декорированность пластикой – рельефами
и круглой скульптурой (изображениями богов, животных, людей);
многоступенчатость – символически
передающая идею постепенного восхождения к небу.
Слайд 14
II. Скульптура Древней Индии
Деревянная скульптура Хараппы
Слайд 15
Скульптура Древней Индии
Скульптура древнего храма
Слайд 16
Скульптура Древней Индии
Ганеш (бог мудрости)
Слайд 17
Скульптура Древней Индии
Шива (Шиву окружает арка славы с
пламенем. Нога стоит на карлике, олицетворяющем одного из шести
врагов просвещения) (бронза)
Слайд 19
Скульптура Древней Индии
Скульптура самого большого в мире индуистского
храма
Сваминараян Акшардхам
Слайд 20
III. Живопись Древней Индии
Росписи в храмах
Юноша с цветком
лотоса. Роспись в пещерном храме Аджанты (II-VII вв.
н. э.)
Слайд 21
2. Миниатюрная живопись
Книжная миниатюра Индии
Слайд 22
III. Музыкальное искусство
В древнеиндийской философии
музыкальному звуку приписывалась сила, способная творить мир, создавать и
поддерживать его гармонию.
В основе индийской музыки лежит рага (в переводе с санскрита означает «страсть, цвет, привязанность») – мелодическая идея со своей неповторимой интонацией («мелодией настроения»), соответствующей определённому чувству, переживанию.
Рага связана с конкретным временем суток или года:
- утренние раги строги и напоминают молитву, т.к. утро предназначено для молитв и медитации,
- днём исполняются более светлые раги,
- раги второй половины дня напряжённы и знойны, т.к. это время наибольшей дневной активности,
- с заходом солнца их сменяют спокойные и умиротворённые вечерние раги,
от захода солнца до полуночи исполняют светлые, лирические и романтические раги,
- ночные раги преисполнены тайны, магии и глубины.
Существуют также раги для сезона дождей, весенние раги, связанные с праздником урожая, и др.
Исполнение раги – это искусство импровизации.
Слайд 23
IV. Театральное искусство
1. Театр Древней Индии
Возникновение
театра в Индии относят к II – I вв.
до н. э.
О происхождении театра рассказывается в первой главе «Натьяшастры» - старейшего в мире трактата, подлинной энциклопедии театрального и танцевального искусства.
Согласно мифу, создатель Брахма сформулировал главные задачи театра: поучать и развлекать.
Самые ранние из дошедших до нас пьес созданы в I и II вв., они написаны на санскрите.
В качестве сюжетов использовались народные предания и легенды, героические подвиги, любовные истории.
Высшей целью театрального представления было достижение расы –
эстетического наслаждения. Актёры должны были воплотить и передать своей игрой восемь основных чувств:
патетика гнев эротика
героика ужас изумление
комизм ненависть
Особенностью индийского спектакля является единство музыки, пения, танца.
Танец в Индии превратился в особый вид искусства.
Индийский танец отличает:
пластичность, скульптурность движений, поз;
сюжетность, движения представляют собой символический язык.