Слайд 4
Основные даты жизни и творчества Андрея Рублёва
Около 1360
г.- родился в средней полосе России.
1370-1390-е гг.- учился и
работал в дружине московских художников.
До 1405 г.- принял монашество с именем Андрей, жил в подмосковном Спасо-Андроникове монастыре.
1405 г.- совместно с художниками Феофаном Греком и Прохором с Гордца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.
1408 г.- вместе с художником Даниилом Чёрным написал фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире.
Около 1408г.- написал иконы, получившие впоследствии
Название “Звенигородский чин”
Между 1422 и 1427 гг.- написал икону “Троица”
1427-1430 гг.- создал росписи Спасского собора Спасо – Андроникова монастыря.
29 января 1430г.- скончался и погребён в Спасо- Андроникова монастыря.
Слайд 5
Андрей Рублев
в
Третьяковской галерее
Слайд 6
Государственная
Третьяковская галерея
обладает ценнейшим
и наиболее полным
в нашей стране собранием произведений
Андрея Рублева и мастеров
его круга.
Рублевская коллекция
возникла в галерее в послереволюционное время.
Ее формирование связано с новым этапом изучения древнерусской живописи
Слайд 7
От работ
Андрея Рублева и Даниила Черного во
владимирском Успенском соборе до наших дней дошли иконы иконостаса,
составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма
Слайд 8
В 1768-1775 годах
обветшавший иконостас 1408 года из-за
несоответствия вкусам екатерининской эпохи был вынесен из собора и
продан в село Васильевское близ Шуи (ныне Ивановской области).
Иконостас Успенского собора включал иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов.
В соответствии с размером собора иконостас его - один из самых больших дошедших до нас.
Так, деисусные иконы (одиннадцать из них в собрании галереи) имеют высоту 3,14 м.
Слайд 9
Идейный замысел
композиции Деисуса ( в переводе с
греческого Деисус обозначает моление) связан с темой Страшного суда
и отражает мысль о заступничестве и молении святых «за род человеческий» перед Спасом. В эпоху ордынского нашествия тема Страшного суда на Руси понимается как грядущее торжество правды и справедливости
Слайд 10
На центральной иконе
Деисуса «Спас в Силах»
изображен Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на
престоле. Обрамляющие Христа красный ромб, голубовато-зеленый овал и красный четырехугольник символизируютего славу и «силы»,
небесные ( в овале)и земные
( символы четырех евангелистов
по углам ромба)
Слайд 11
В образе Богоматери
подчеркнут емкий монументального
характера плавный текучий силуэт, нарушаемый акцентированным
жестом протянутых в
молитве рук.
Все изображение проникнуто
кроткой и печальной мольбой,
заступничеством
«за род человеческий»
Слайд 12
В образе Иоанна Предтечи
внимание заострено на
теме
величавой скорби,
«духовного плача»,
по старинному выражению.
Иоанн
взывает к покаянию,
о чем гласит крупная надпись
уставом на развернутом
свитке в его руке
Слайд 13
Присутствие в деисусной композиции
среди молящихся святых двух
фигур архангелов,
Михаила и Гавриила, восходит к давней традиции
изображения по сторонам центрального образа
Иисуса Христа (Спаса) поклоняющихся
ему «небесных сил».
В живописи Андрея Рублева
образам ангелов придается
особое значение.
Во фресковом ансамбле Успенского
собора во Владимире
многочисленные лики ангелов
представляют исключительное
по красоте и разнообразию зрелище,
вовлекающее человека в мир возвышенных чувств и настроений. Ангелы на иконах деисуса органично дополняют изображения ангелов, трубящих в небо и землю, свивающих небесный свод, стоящих за апостолами в «Страшном суде», поклоняющихся Богоматери,
торжественно сидящей на престоле
Слайд 14
В Третьяковской галерее хранится
и самое прославленное произведение
Андрея Рублева - знаменитая «Троица». Созданная в расцвете творческих
сил, икона является вершиной в искусстве художника.
Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого Духа), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага. Сергий Радонежский основал недалеко от Москвы монастырь с главным храмом во имя Троицы, твердо веруя, что «взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего»
Слайд 15
В Рублевской иконе
внимание сосредоточено
на трех ангелах,
их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре
которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа.
Смысл этого изображения – жертвенная любовь.
Слайд 16
Икона находилась в Троицком соборе
Троицкого монастыря,
ставшего впоследствии лаврой, до двадцатых годов нашего столетия. За
это время икона претерпела ряд поновлений и прописей. В 1904-1905 годах по инициативе И.С.Остроухова, члена Московского археологического общества, известного собирателя икон и попечителя Третьяковской галереи, была предпринята первая основательная расчистка «Троицы» от позднейших записей. Работами руководил известный иконописец и реставратор В.П.Гурьянов.
Были сняты основные записи,
но оставлены прописи на вставках
нового левкаса, и в соответствии
с методами тогдашней реставрации сделаны
дописи в местах утрат,
не искажающие авторскую живопись