Слайд 2
Плакат Великой Отечественной войны — одно из самых
запоминающихся и ярких художественных событий культуры ХХ века. Его
убедительность и высокий патриотический пафос во многом объясняются профессионализмом советских художников-плакатистов, их большим жизненным опытом и умением ясно говорить средствами плакатной графики. Сегодня, спустя десятилетия со времени его создания, плакат 1941–1945 годов остался искусством нестареющим, острым, боевым и призывным.
Слайд 3
Основной целью военного плаката во все времена было
поднять боевой дух армии, и призвать на поле боевых
действий как можно больше людей, способных держать оружие и обороняться. Но вот способы изображения у разных стран были совершенно разными. Чтобы далеко не ходить возьмем, к примеру, советские военные плакаты, так как они наиболее полно отражают специфику данного вида изображений.
Слайд 4
Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны.
В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных
листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти.
Уже к вечеру 22 июня 1941 года художники Кукрыниксы
(М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката.
Слайд 5
Первым плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня
1941 года, был лист художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и
уничтожим врага!», изображавший Гитлера, вероломно нарушившего Пакт о ненападении между СССР и Германией, и красноармейца, вонзившего штык в его голову.
Слайд 6
Спустя неделю после начала войны появился один из
самых известных плакатов военных лет «Родина-Мать зовет!», созданный художником
Ираклием Тоидзе (1902-1985). Идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.
Слайд 7
В числе плакатных листов июня 1941-го — работа
А. Кокорекина «Смерть Фашистской Гадине!». Сюжет плаката и его
художественное решение напоминают плакат Кукрыниксов. Найдена удачная эмблематическая характеристика фашизма. Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии.
Слайд 8
Среди многих искренних работ тех дней — лист
В.Корецкого «Наши силы неисчислимы». Плакат нес идею создания единого
народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обратился к символу русского национального патриотизма — скульптуре Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и весь многонациональный советский народ.
Слайд 9
Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью
1941 года, когда враг вплотную приблизился к столице. В
эти дни был создан графический лист, ставший бесспорным шедевром: плакат Н.Жукова и В.Климашина «Отстоим Москву!». Авторы пошли по пути художественного обобщения и придали воину черты народного героя, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и призывающего отстоять от врага не только столицу, но и свободу всей страны.
Слайд 10
Защитников Ленинграда вел в бой плакат В.Серова «Наше
дело правое — победа будет за нами».
Слайд 11
События на фронтах войны 1942 года: блокада Ленинграда,
приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа,
а, главное — оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, поставили перед авторами новые задачи. Художники показали трагедию войны; героями их листов были женщины и дети.
Слайд 12
Плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный
в
газете «Правда»
5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть
к врагу.
Слайд 13
Недаром художник Н.Жуков в своей работе «Бей насмерть!»,
поместил этот плакат на стену дома, который защищал от
врага красноармеец-пулеметчик. Бесстрашие, героизм и фронтовое братство советских воинов воспели плакаты Н.Жукова «Немецкий танк здесь не пройдет!»
Слайд 14
Победа под Сталинградом продемонстрировала всему миру несгибаемую силу
бойцов и мощь Красной Армии, сумевшей противостоять многотысячной немецко-фашистской
армаде и отбросить врага от Волги (плакат В.Дени и Н.Долгорукова «Сталинград», 1942).
Слайд 15
Творчество Виктора Иванова наиболее ярко проявилось в листах
1943 года «Пьем воду родного Днепра...» и «На Запад!»,
которые отличало необыкновенное сочетание героизма и лиричности при создании образов советского воина. До окончательной победы над врагом путь был совсем не близок.
Слайд 16
В 1944 году художнику Л.Голованову в плакате «Дойдем
до Берлина!» удалось создать запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося
богатыря на марше стал реальный герой — снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа.
Слайд 17
Бесспорно, самые лирические образы героев войны создал А.Кокорекин.
Работы художника готовили советских людей к скорой встрече с
героями-воинами (плакат «Воину-победителю — всенародная любовь!», 1944). На плакате В.Корецкого «Не унесут фашистов ноги — добью врага в его берлоге!» пожилой боец с автоматом на груди верит в близость победы и неотвратимости расплаты врага за все причиненные народам страдания.
Слайд 18
Известие о победе и окончании войны стало самым
знаменательным событием 1945 года. В мае Москва украсилась многочисленными
красочными плакатами, выполненными В.Ивановым, В.Корецким, А.Кокорекиным, В.Климашиным, Л.Головановым. Художники прославляли советский народ и его героических воинов. Плакат Великой Отечественной войны под залпы салютующих орудий и радостное ликование победителей торжественно ушел в историю.
Слайд 19
Плакат Иванова В.С. «Мы победили! Слава нашему великому
народу, народу-победителю!». 1945 год.
Слайд 20
Плакат «Слава воину-победителю» принадлежит кисти известного советского художника
— Виктора Климашина (1912—1960).
в плакате выражается благодарность солдатам-героям.
Слайд 21
Искусство плаката уникально тем, что позволяет немедленно откликнуться
на происходящие события, передать идею, заложенную автором, предельно ясно
и кратко.
Советский плакат шагал в ногу со временем.
Он создавал образы наших предков, совершающих боевые и трудовые подвиги, разоблачал поджигателей войны и сражался за мир во всем мире.
Слайд 22
Используемая литература
1.
И.Смольников Мастерская солнца.
Л “Детская литература” 1990.
2.
А.В.Парамонов, С.М.Червонная
Советская живопись.
Мосвка “Просвящение” 1981.
3. А.Шклярук “Плакаты Великой
Отечественной войны 1941 - 1945гг.