Слайд 2
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате студент должен:
знать теоретические основы искусства, основные
этапы истории искусства XVIII века,
уметь различать и идентифицировать жанровую и стилевую принадлежность произведений зарубежного искусства различных видов и форм,
владеть навыками искусствоведческого анализа произведений искусства.
Слайд 3
План лекции
Искусство рококо и неоклассицизма XVIII века
Европейская
художественная культура XVII века.
Термин «рококо»в истории искусства и его
значение.
Становление нового стиля в искусстве Франции. Живопись Ватто, Буше, Фрагонара, Шардена.
Развитие рококо в Италии.
Формирование стиля неоклассицизма в архитектуре Англии.
Слайд 4
Ключевые понятия
Рококо
Неоклассицизм
Слайд 5
Искусство XVIII века
Кризис и пересмотр художественной системы.
Появление течений,
не имевших собственной стилистической формы – ордера.
Рококо – первый
безордерный стиль европейского искусства.
Становление нового стиля во Франции. Париж – общеевропейский художественный центр.
Слайд 6
Рококо
Предыдущие стили складывались в архитектуре, а затем распространялись
в живописи, скульптуре, прикладном искусстве.
Рококо возник как камерный стиль,
стиль аристократических гостиных и будуаров.
Искусство рококо выражало образ жизни французской аристократии, превращенный в вечный праздник развлечений, утонченных наслаждений, «праздник любви».
Слайд 7
Рококо
Термин «рококо» произошел от французского «rocaille», обозначающего орнаментальный
мотив изысканной формы, напоминающий морскую раковину.
Слайд 8
Рококо
Стиль часто считают поздней стадией барокко. Но как
по используемым внешним формам, так и по своему внутреннему
настроению этот стиль очень отличается от шумного и грандиозного барокко.
Внешне — это легкость и изящество, граничащие с игривостью, любовью к экзотике, особенно «китайщине», неповторимая, изысканная декоративность.
Его часто «упрекают» в бездумности и легковесности, но за этими внешними впечатлениями скрываются высшая утонченность, блестящий художественный вкус и совершенство формы.
Слайд 9
Живопись рококо
Живопись Франции. Ватто, Буше, Фрагонар, Шарден.
Изысканные формы
и причудливые линии как способ отражения мира человеческих чувств
и настроений в произведениях рококо.
Существование рококо до 40-х гг., влияние на художественную жизнь Европы до конца столетия.
Слайд 10
Антуан Ватто (1684-1721)
Наиболее яркий представитель прославленных художников Франции
XVIII в., создатель нового направления французской живописи периода Регентства,
мастер «галантных празднеств».
Картина Ватто «Остров Киферы» - любимая аллегория рококо.
Кифера – мифический остров с храмом Венеры, место наслаждения и любви, где царствуют безделье, легкий флирт, вечные праздники и забавы.
Слайд 11
Антуан Ватто (1684-1721)
«Галантные празднества» - это
живописные элегии, бессюжетные лирические сценки, полные утонченной изысканности:кавалеры и
дамы встречаются и поют, танцуют и музицируют в парках, на дворцовых верандах, в лугах. Мужчины галантны, а женщины прелестны, нежны и наивно распутны.
Слайд 12
Антуан Ватто (1684-1721)
«Общество в парке», «Венецианские празднества», «Мирная
любовь», «Праздник любви», «Урок любви», «Урок пения», «Урок музыки».
На этих полотнах призыв к вечному наслаждению и намек на эфемерность земного счастья и скорую пресыщенность к удовольствиям.
Легкое элегическое настроение, тонкий и изящный рисунок, удивительный колорит картин.
Слайд 13
Франсуа Буше (1703-1770)
Ведущий живописец рококо, придворный художник Людовика
XV.
Работал в разных жанрах изобразительного искусства – расписывал веера,
изготовлял рисунки для гемм, посуды, рисовал эскизы маскарадных нарядов, причесок…
Главная тема живописных полотен – пастораль (изображение пастушков и пастушек), мифологические персонажи, развлекающееся общество.
Слайд 14
Жан Оноре Фрагонар (1732-1806)
Замечательный талантливый французский живописец
и график, ученик Франсуа Буше.
Его творчество так же можно
отнести к стилю рококо.
В его наследии – бытовые пасторальные сценки, великолепные портреты и пейзажи.
Отдавая дань условности и изощренности рококо, художник достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
Для рисунков и офортов характерны эффекты тонкой светотеневой градации.
Слайд 15
Жан Оноре Фрагонар
Любимец парижан, «Фраго» - как дружески
называли художника, -обладал безудержной фантазией.
Озорной темперамент художника наполняет его
произведения жизнерадостным настроем («Девушка с собачкой», 1770 г.; «Счастливые возможности качелей», 1766 г.).
Виртуозный беглый мазок кисти мастера может быть то воздушным, полупрозрачным, то насыщенным, густым – бедное семейство (начало 1760-х гг., «Купальщицы» (ок. 1761 г.).
В период Французской революции творчество художника было официально запрещено – искусство Фрагонара и Буше не отвечало запросам времени.
Слайд 16
Рококо в Италии
Помпео Батони - известный итальянский живописец
стиля рококо и неоклассицизма. Родился в Лукке, в семье
ювелира.
Творчество Батони в целом знаменует начало нового направления европейского стиля живописи - классицизма конца XVIII столетия.
В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века.
Слайд 17
Основное направление работ Батони - картины на мифологические
и аллегорические сюжеты
Слайд 18
«Воздержанность Сципиона Африканского», 1772
Слайд 19
Помпео Батони
В композиционных решениях рассудочный, рациональный
характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением.
Неоклассический
стиль его работ нередко носит поверхностный характер, классические элементы порой облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма.
Слайд 20
Помпео Батони
Наиболее цельное и полное выражение
реалистические тенденции искусства Батони нашли в портретном жанре, где
живопись всегда следует за действительностью.
Но и в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера.
Слайд 21
В «Святом семействе» композиция делится на две стилистически
различные части. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках
и с Иоанном Крестителем, помещенная слева, изображена в условном неоклассическом духе.
Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа, и протягивающая к младенцу руки святая Анна изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц.
Слайд 22
Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1799)
Французский живописец, представитель реалистического направления
французского искусства.
Крупнейший мастер натюрморта.
В созданных им жанровых сценах художник
выступает объективным бытописанием жизни простых горожан.
Слайд 23
Архитектура и интерьер в искусстве рококо
Архитектура рококо была
связана не столько с придворным искусством, сколько с постройкой
частных домов французской аристократии: загородных домов и городских особняков, городских ансамблей.
Интерьеры построек рококо оформляются множеством скульптурных и резных украшений, зеркалами и живописью.
Помещения часто имели криволинейные очертания и располагались ассиметрично, скульпторы отказались от классической анфилады.
Слайд 25
Новый дворец
Фасад Нового дворца резиденции Сан-Суси в
Поцсдаме, Германия
Слайд 26
Изобразительное искусство
Главная забота – декор помещений. Взамен классических
колонн, пилястров и капителей настенные панно, плафоны и «десюпорты»
- декоративные композиции над дверными и оконными проемами.
Они представляют собой причудливый ассиметричный орнамент, состоящий из цветочных букетов, гирлянд, рогов изобилия, фигурок амуров, раковин, ленточных переплетений.
Слайд 27
Библиотека
Замок Сан Суси, Потсдам. Библиотека (Круглая комната).
Слайд 28
Золотая галерея
Замок Шаттенбург, Берлин.
Золотая галерея. Рокайльный
декор усилил атмосферу праздничности.
Слайд 29
Весенний зал
Весенний зал Палаццо Реале в Казерме
служил королю залом для аудиенций.
Изображения амуров и гирлянд
выполнены Антонио де Доминиччи, морские пейзажи с видом королевских портов – Иоганном Филиппом Хаккертом.
Ныне стены зала обтянуты шелком из Сан-Леучио.
Слайд 30
Летний зал
Особую элегантность в декор комнаты вносят деревянные
панно, украшенные позолоченной рокайльной резьбой, и пол, выложенный расписными
плитками.
Столик с агатовой отделкой является реконструкцией, выполненной из старого дерева Джероламо Сегато.
Слайд 31
Тронный Зал резиденции Келуш.
Зал приемов отличается желтоватыми
пастельными тонами и умеренным рокайльным декором.
Форма потолка с криволинейными
очертаниями напоминает динамичные решения итальянского архитектора Ф. Ювары, работавшего в 1719-1720 гг. в Португалии
Слайд 32
Ореховая комната
Дворец Шёнбрунн, Вена.
Ореховая комната. Позолоченные
детали выполнены в стиле рококо.
Слайд 33
Зал Земли
Дворец Эстерхази в Фертё, Венгрия.
Самый
большой зал во дворце – Зал Земли
Слайд 34
Искусство неоклассицизма
Открытия археологии и идеи Просвещения – основы
неоклассицизма.
Неоклассицизм – замена барокко и рококо.
Англия – родина неоклассицизма
в архитектуре.
Греческое искусство – подлинный источник классического стиля. Возрождение интереса к формам античной архитектуры.
Слайд 35
Уильям Хогарт (1697-1764)
Английский живописец, график и теоретик искусства.
Автор многочисленных сатирических картин и гравюр на меди.
Как художник
века Просвещения, в циклах картин и гравюр он стремился содействовать исправлению нравов.
В его искусстве проявилась свойственная английской национальной традиции и народной культуре склонность к занимательному повествованию, гротескному образу, острой насмешке и поучению.
Слайд 36
Уильям Хогарт
Как живописец он начал с групповых портретов
небольшого формата.
Они были написаны в основном между 1728 и
1732 гг. и получили название «разговорных картин». Это в большинстве своем семейные сцены, в которых присутствуют элементы бытового жанра.
«Разговорные картины» Хогарта подготовили расцвет его портретного искусства 40-50-х гг.
Эти работы послужили основой для сатирических картин, написанных маслом, а затем – благодаря выполненным по ним гравюрам – ставших достоянием широкой публики.
Слайд 37
Уильям Хогарт
Три цикла картин. Первый – «Карьера проститутки»
(1731 г.) – шесть картин-сцен, повествующих о судьбе провинциальной
девушки.
Второй цикл из 8 картин под названием «Карьера мота» (1732-1735 гг.) представляет историю богатого бездельника.
Самая значительная по замыслу и цельная по художественному воплощению третья серия – «Модный брак» (1743-1745 гг.). На шести полотнах воспроизведена история молодой четы – отпрыска обедневшего аристократического семейства и дочери богатого купца.
Слайд 38
Вопросы для самопроверки
Назовите новые черты в искусстве начала
XVIII в.
Почему живопись Ф. Буше считают синонимом рококо.
Расскажите об
отражении просветительских идей в архитектуре и живописи Франции и Англии.
Слайд 39
Рекомендуемая литература
1. Васильева-Шляпина Г. Л. Изобразительное искусство: история зарубежной,
русской и советской живописи : учебное пособие для студ.
вузов - М. : Академический Проект : Мир, 2007. - 528 с.
2. Гнедич П. П.История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура: современная версия - М. : Эксмо, 2007. - 848 с.
3. Классическое искусство от Древности до XX века: Сборник статей Отдела классического искусства Запада сост. Н. В. Проскурина, Отв. ред. М. И. Свидерская - М. : КомКнига, 2007. - 424 с.
4. Шоню Пьер Цивилизация классической Европы ; пер. с фр. и послесл. В. Бабинцева. - Екатеринбург : У-Фактория, 2005. - 608 с.
5. Юренева Т. Ю. Художественные музеи Западной Европы. История и коллекции: Учебное пособие для студ. вузов - М. : Академический Проект, 2007. - 414 с.