Слайд 2
Основополагающий вопрос презентации:
Как человек может достичь высот в
творчестве?
Слайд 3
Становление гения.
26 или 28 марта 1483
(по другим
данным – 6 апреля 1483года)
в маленьком горном городке Урбино
области Марки родился РАФАЭЛЬ.
Его отец Джованни Санти был весьма скромным
придворным художником и поэтом.
Благодаря положению отца
Рафаэль рано получил возможность приобщится к прекрасному и научился держаться в кругах высшего общества, что определило его будущее благополучие.
В 1491 г. умерла его любимая мать Маджиа.
Через 3 года умирает отец,
мальчика взял на воспитание дальний родственник -
священник Барталамео.
Герцог Урбинский принял горячее
участие в судьбе талантливого юного художника.
Жизненный путь был определен –
жизнь художника - великого мастера.
Слайд 4
Ранние работы.
Самыми ранними произведениями мастера, считаются
миниатюры «Сын рыцаря» и «Три грации». В них со
всей полнотой отражаются гуманистические идеалы, мастеров Возрождения.
Здесь ясно проявилась творческая индивидуальность мастера- необычай-ная гармония образов, четкость и ясность компози-ции.
Слайд 5
Первая мадонна
В 1504г
художник создал картину
«Мадонна Констанабле»,
в которой впервые представил образ Мадонны.
Нежный лиризм и
одухотворенность отличают это произведение.
Мадонна Констанабле
Слайд 6
Мадонны
Умбрийский период
Флорентийский период
Римский период
Позднеримский период
Слайд 7
Умбрийский период
.
Донна Диотавели
Мадонна фон дер Роппа
Мадонна из дома
Санти
Слайд 8
Флорентийский период
Святое семейство Каниджани
Малая Мадонна Каупера
Мадонна с гвоздикой
Мадонна Орлеанская
Мадонна с щеглом
Прекрасная садовница
Святое семейство
Фальконьери
Мадонна Грандука
Слайд 9
Римский период
Мадонна в зелени
Мадонна с вуалью
Мадонна Альдобрандини
Мадонна в
голубой
диадеме.
Мадонна Альба
Мадонна с канделябрами
Сикстинская Мадонна
Мадонна Макинтоша
Слайд 10
«Сикстинская Мадонна».
Мария Рафаэля, двигаясь по
белоснежным облакам на встречу зрителю, ведет с ним душевную
и скорбную беседу. Образ Марии полон драматизма и необычайно выразителен. Ощущение завершенности и полноты сюжета создается, благодаря динамичной композиции, которая выражена точной и верной передачей пластики фигур и драпировкой одежды героев.
Слайд 11
Художник достиг здесь редкого динамического равновесия: кажущаяся ясная
простота, черты отвлеченной идеальности, божественность чуда и реальная невесомость
форм сплетаются, дополняют и обогащают друг друга
Слайд 12
Позднеримский период
Мадонна в кресле
Святое семейство Франциска I
Мадонна с
рыбой
Мадонна с розой
Слайд 13
Мир Рафаэля – мир, где людьми владеют высокие
чувства и мысли.
В раскрытии образа Мадонны
Рафаэль превзошел
всех художников Возрождения.
Рафаэль занимался живописью, архитектурой, археологическими раскопками в Риме, работал в области прикладного искусства.
В поздних произведениях художника прослеживается стремление к драматизму и реалистичности. Последние годы своей жизни Рафаэль быв на пике славы и признания.
У него было много учеников.
Любимый всеми и прославляемый своими соотечественниками, мастер был счастлив, но судьбой ему была отпущена, увы, короткая жизнь.
Рафаэль Санти умер в 37 лет от сердечной недостаточности.
Похоронен в Пантеоне. На его гробнице имеется эпитафия:
"ЗДЕСЬ ПОКОИТСЯ ВЕЛИКИЙ РАФАЭЛЬ,
ПРИ ЖИЗНИ КОТОРОГО ПРИРОДА БОЯЛАСЬ БЫТЬ ПОБЕЖДЕННОЙ,
А ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ ОНА БОЯЛАСЬ УМЕРЕТЬ".
Слайд 15
Донна Диотавели,
1504, масло по дереву, 69Х50см, находится в
Берлинской картинной галереи
69 × 50 см
Слайд 16
Мадонна из дома Санти, 1498, фреска, 97Х67, находиться
в Casa Santi, Urbino
Слайд 17
Мадонна фон дер Роппа, около 1502, картина, 34Х29 см,
находится в Берлинской картинной галереи
Слайд 18
Святое семейство Каниджани,
ок. 1507, масло, 131x107 см,
Германия, Мюнхен ,
Старая пинакотека.
Искусствоведы по традиции видят в старике
Иосифа Обручника, которого было принято изображать погружённым в глубокую задумчивость по поводу открывшейся ему судьбы сына.
Слайд 19
Мадонна с гвоздикой,
1506-1507, масло,27,9Х22,см,Лондонская Национальная галерея
Фигуры
помещены в тускло освещенном интерьере, где за арочным окошком
маячит руина, символизирующая крушение языческого мира с рождением Христа. Мадонна и младенец держат в руках гвоздики, которые предвещают пролитую кровь и страсти Христовы
Слайд 20
Святое
семейство
Фальконьери,
1507, масло по дереву,
29
× 21 см,
Испания, Мадрид, Прадо
Слайд 21
Малая Мадонна Каупера, ок. 1504-1505, масло по дереву,
58x43 см, США, Вашингтон, Нац. галерея искусства
Слайд 22
Мадонна Орлеанская,
ок. 1506, масло по дереву, 29x21
см, Франция, Шантий,
Музей Конде
Слайд 23
Мадонна с щеглом,
ок. 1506, масло, дерево, 107x77
см, Италия, Флоренция, Уффици
Мария словно закрывает собой Младенца
Христа и маленького Иоанна. Мягкие линии ее фигуры, текучие складки одеяния, идилличный пейзаж на заднем плане с плавными очертаниями ландшафта, погруженный в легкую дымку и тающий вдали, наполняют картину настроением умиротворения. Но щегол, символ Страстей Христовых, в руке Иоанна Крестителя, к которому тянется Младенец, вносит тревожную ноту в изображенное. Лицо Мадонны выражает спокойствие, которое передается и зрителю.
Слайд 24
Духовная и физическая красота находят воплощение в облике
Богоматери, дивный лик которой светится бесконечной любовью к Сыну.
В Его чистых глазах читается глубокое взаимное чувство, слитое с детской преданностью Матери.
Прекрасная садовница,
1507, масло, дерево,
122Х80, франция, Париж, Лувр.
Слайд 25
Мадонна в зелени,
1506, масло, дерево, 113×88, Австрия,
Вена, Музей истории искусств
Слайд 26
Мадонна с канделябрами, ок. 1513-1514, масло, дерево, 65Х65,
США, Балтимор, Художественный музей
Канделябры по бокам — редкий мотив, который
отсылает к древнеримским императорам и является символическим представлением Христа и Марии как царя и царицы небес.
Слайд 27
Мадонна Альдобрандини
ок.1510, масло, дерево, 38Х33, Великобритания, Лондон, Нац.
галерея
Взгляды всех троих устремлены на цветок гвоздики,
который Иоанн передаёт младенцу.
По иконографической традиции гвоздика символизирует пролитую на кресте кровь, а также тайную связь матери с младенцем и Христа с его церковью.
Слайд 28
Мадонна Альба, ок. 1511, масло, 98Х98, США, Вашингтон,
Нац. галерея искусства
Поистине царственными пропорциями она
превосходит более ранние мадонны, созданные Рафаэлем во Флоренции. В позе Марии и в торжественно ниспадающих складках её одеяний есть нечто от античной скульптуры. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи.
Слайд 29
Мадонна с вуалью,
1511-1512, масло, дерево, 120x90, Франция,
Шантийи, Музей Конде.
Мадонна своей позой и нарядом напоминает фигуру
Справедливости в ватиканских станцах Рафаэля. Младенец играет с вуалью своей матери, которым та обернёт его голову после распятия. Из полумрака на происходящее с грустью взирает как бы предвидящий будущее Иосиф.
Слайд 30
Мадонна Макинтоша,
ок. 1509, масло, 76,5x63, Великобритания, Лондон,
Нац. галерея.
Слайд 31
Мадонна в голубой
Диадеме,
ок. 1510-1511, масло, дерево,
68x44, Франция, Париж, Лувр
Слайд 32
Святое семейство ФранцискаI, 1518, масло, 207Х140,
Франция, Париж, Лувр
Слайд 33
Мадонна в кресле,
ок. 1513-1514, масло, дерево, 71Х71 см,
Италия, Флоренция, Палаццо Питти
Слайд 34
Мадонна с рыбой,
ок. 1514, масло, 215x158, Испания,
Мадрид, Прадо
Сюжет картины основан на истории в Ветхом Завете
о Товии, который с помощью рыбы вылечил слепоту отца. В христианском богословии поимка Товией рыбы трактовалась символически как своего рода крещение.
Слайд 35
Мадонна с розой,
ок. 1518, масло, доска,
103x84 см,
Испания, Мадрид, Прадо
Дева Мария держит младенца Христа на руках.
Святой Иоанн вручает ему ленту со словами «Agnus Dei», святой Иосиф на заднем плане наблюдает сцену. Латинское «Agnus Dei» — Агнец Божий — относится к Страстям Христовым; Христос жертвует собой, чтобы спасти человечество от греха, подобно тому как евреи приносили в жертву ягнят.