Слайд 2
Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение), направление, развивавшееся
в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по
1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая
1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации.
Слайд 3
ЭДВАРД Мунк (1863-1944)
норвежский живописец, график, театральный художник.
С начала
1890-х годов творчество Мунка обнаруживает и ряд новых черт
(жесткий вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная композиция), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма.
"Автопортрет с бутылкой вина"
1906, Музей Мунка, Осло
Слайд 4
Крик
1893 г.
«Солнце ушло прямо вниз – небеса
стали красными, будто кровь. Я ощутил, как все вокруг
меня исходит криком, пронизывающим природу».
Слайд 5
Тема, ставшая центральной в творчестве Мунка, – взаимоотношения
мужчины и женщины. Женщина в его работах предстает в
различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как персонификация эротического женского начала или как ясновидящая, властная мать-смерть.
"Пепел"
1894, Национальная галерея, Осло
Слайд 6
"Вампир"
1897, Национальная галерея, Осло
"МАДОННА"
1895, НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ, ОСЛО
Слайд 8
ОСКАР КОКОШКА
1886–1980
австрийский живописец, график, поэт и драматург, родился
в Пёхларне.
До Первой мировой войны он специализировался на портретах,
которые замечательны глубиной проникновения во внутреннюю жизнь модели.
Слайд 9
Портрет Адольфа Лооса. 1909
Слайд 10
Постепенно в его манере стал проявляться больший интерес
к технике живописи. Но при этом сохранялось и тонкое
восприятие модели. В 1920-е годы Кокошка считался одним из наиболее одаренных немецких экспрессионистов. В этот период он обратился к пейзажу, который стал его любимым жанром. Интровертный (обращенный вовнутрь, погруженный в себя и собственные размышления) характер его ранних произведений теперь уступил место работам, в которых импульс черпался извне; в них использовались смелые пластические природные формы, вылепленные пастозными мазками в ярких тонах.
Слайд 13
ЭРНСТ ЛЮДВИГ КИРХНЕР 1880-1938
Единственная реальность, которая, по мысли
Кирхнера, может служить предметом искусства – субъективный мир художника,
вобравший в себя страхи, ужасы, мучения человечества.
Отражение жизни через деформацию форм – так обозначил художник главную цель своих творческих поисков.
Автопортрет с девушкой.
1914-15
Слайд 14
Он образовал в 1905 (вместе с Э.Хеккелем и
К.Шмидт-Роттлуффом) группу «Мост», ставшую эпицентром экспрессионистского движения. Позднее в
группу вошли Василий Кандинский, Август Маке, Алексей фон Явленский.
Группа художников:
Отто Мюллер, Кирхнер, Хецкель, Шмидт-Роттлифф. 1926-27
Слайд 15
Объединение мост
Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его
идеологом стал Кирхнер. На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали
и европейская живопись конца XIX — начала XX веков, и японская цветная гравюра, и, как это ни удивительно, искусство этрусков. За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии.
В творчестве «мостовцев» радикально изменялось отношение к пространству, лишенному отныне границ. Предметный мир теперь воплощали предельно обобщенные и почти зашифрованные предметы-«знаки», окружающие человека. Полностью потеряли свое значение свет и светотень, так как их функцию перенял цвет, ставший духовным компонентом изображения. Остальные элементы композиции, такие, как линия контура и цветовое пятно, приобрели полную самостоятельность и стали столь лаконичны, что тяготели к перерождению друг в друга. Основными цветами не только у художников «Моста», но и вообще у всех экспрессионистов были насыщенные желтый, синий и красный, равномерно распределенные по всей картине.
Слайд 16
Кирхнер первым из художников «Моста» показал на практике,
как должны выглядеть в экспрессионистском понимании цвет, линия и
плоскость и как они тяготеют к перерождению друг в друга.
Хоккеисты. 1937
Слайд 17
Зимний пейзаж с луной.
1919
Фрэнци перед резным
стулом. 1910
Слайд 18
Эмиль нольде (Хансен)
1886-1980
Он создавал фантастические картины без натуры
В
1913 году едет в Новую Гвинею. Главным было открытие
им для себя примитивного искусства племен, населяющих Африку и острова Океании.
Нольде привлекала в нем не формальная сторона, а простота и экспрессия - выражение первооснов бытия через форму архетипов, то есть то, к чему сам он, не будучи отягощен интеллектуальной усложненностью, стремился в своем творчестве.
Автопортрет. 1917
Слайд 20
Танец вокруг Золотого тельца.1910
Слайд 21
Отто дикс
1819-1969
Он один из тех, кто не
смог с безразличием отвернуться от жгучих проблем современности.
Отто
Дикс принадлежит к поколению немецких художников, молодость которых была искалечена войной.
Автопортрет с сыном
Слайд 22
Личность человека деформируется от мерзости и пороков социальной
жизни, и это выражается в деформации фигур в картинах
Дикса. Чтобы убедить зрителя в достоверности своей живописи, Дикс стремится к вещественной наглядности, физиологичности и натуралистичности изображения. Краски в его работах пестры и дисгармоничны. На основе многочисленных рисунков Дикса, созданных во время войны, вырастает его огромный полиптих "Война" (1929-1932), написанный, как многостворчатые алтари средневековья, на дереве. В центральной части полиптиха, размером в четыре квадратных метра, изображено царство смерти. Образы марширующих солдат, обреченных на гибель в огне войны, и уже павших жертв показаны вокруг основной картины. Война уродует людей, и это передано в некрасивых, искаженных лицах персонажей Дикса, в их угловатых, часто нелепо вывернутых фигурах. Люди теряют свой человеческий облик, превращаются в монстров и чудовищ в картине Дикса "Семь смертных грехов" (1938). Здесь можно увидеть отвратительного карлика, носящего маску, - портрет Адольфа Гитлера.
Слайд 24
Большой город.1927-28
(2 части триптиха)
Слайд 25
Музыка
Альбан берг 1885-1935
Австрийский композитор. Один из виднейших
представителей экспрессионизма в музыке, а также нововенской композиторской школы.
Слайд 26
В своем творчестве Берг создал новые типы оперного
спектакля и инструментальных произведений.
Сочетание в опере элементов гротеска,
натурализма, возвышающей лирики, трагических обобщений потребовало разработки новых типов вокального интонирования - различных видов речитатива, приема, промежуточного между пением и речью (Sprechstimme), характерных интонационных изломов мелодии; гипертрофии музыкальных черт бытовых жанров - песни, марша, вальса, польки и др. с сохранением при этом широкого полнозвучия оркестра.
Творчество Берга оказало огромное влияние на композиторов XX в. и, в частности, на советских - Д. Шостаковича, К. Караева, Ф. Караева, А. Шнитке и др.
Слайд 27
Вопросы:
Когда и где зародился экспрессионизм?
Можно ли считать, что
экспрессионизм – одно из самых пессимистических явлений мировой художественной
культуры?
Чем отличается художник-импрессионист от художника-экспрессиониста?
Слайд 28
Используемые ресурсы:
dic.academic.ru›dic.nsf/dic_music/279/БЕРГ
ru.wikipedia.org›wiki/Экспрессионизм
krugosvet.ru›enc/kultura_i…EKSPRESSIONIZM.html
Учебник Л.А.Рапацкая «Мировая художественная культура» 11 класс
М Владос 2005