Слайд 2
Для меня Пермь — это театр оперы и
балета, очаровательная музыка Чайковского — его «Лебединое озеро» и
«Евгений Онегин», «Христос» Рубинштейна и «Дон Кихот» Минкуса. Пермь также является домом Дягилева, Бориса Пастернака и его «Доктора Живаго». Пермь — это скрипучий снег зимой, белые ночи весной, удивительные реки — Кама, величественные леса и красивые холмы.
Яцек Шиморек:Учитель польского в ПГНИУ.
Клоунесса Лаура Хертц
Слайд 3
С.П. Дягилев.
Путь в бессмертие.
Сергей Павлович Дягилев (1872—1929)
Русский
театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы
«Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».
Слайд 5
Сергей Дягилев родился в Новгородской губернии, в семье
кадрового военного, потомственного дворянина, кавалергарда. Его отец рано овдовел,
и Сергея воспитывала мачеха. В детстве Сергей жил в Перми, где служил его отец. Брат отца был меценатом и основателем музыкального кружка. У его деда, Павла Дмитриевича Дягилева, в Перми было два винзавода, конеферма. Оперный театр (третий в России) был построен на его средства: 70 тысяч рублей серебром отдал Павел Дмитриевич на строительство театра в честь своего любимого внука Сережи.
Слайд 7
В Перми на углу улиц Сибирской и Пушкина
(бывшая Большая Ямская) сохранился родовой дом Сергея Дягилева, где
сейчас располагается гимназия его имени. Особняк в стиле позднего русского классицизма построен в 50-х годах XIX века по проекту архитектора Р. О. Карвовского.
На протяжении трех десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами»,
по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.
Слайд 9
В Петербурге
В 1890 г., окончив гимназию, Сергей Дягилев
покинул родной дом и отправился в Петербург. Он мечтал
стать знаменитым певцом или композитором. Он жил в семье сестры отца А. П. Философовой и очень сдружился с двоюродным братом Дмитрием Философовым. Вместе с ним Сергей поступил на юридический факультет Петербургского университета. Параллельно он учился музыке , брал уроки пения у преподавателя консерватории, пробовал сам сочинять музыку и впоследствии это ему очень пригодилось.
Слайд 10
В 1896 году С. Дягилев окончил юридический факультет
Петербургского университета
Дягилев отлично знал живопись, театр, историю художественных стилей.
В 1898 году он стал одним из организаторов группы
«Мир искусства», а также редактором одноименного журнала, который вел борьбу против «академической рутины» за новые выразительные средства нового искусства модерна. В 1900-1903 годах под руководством С. П. Дягилева проходят пять выставок этого объединения.
Слайд 11
Борис Кустодиев. Эскиз группового портрета художников объединения «Мир
искусства» (1916-1920)
Слайд 12
Выставка русской живописи
В 1906 г. Дягилев организовал в
десяти залах Осеннего салона в Париже выставку "Два века
русской живописи и скульптуры".
Перед открытием художественной выставки в Париже в 1906 году. А.К.Шервашидзе, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, С.П.Дягилев, И.Э.Грабарь, Е.С.Кругликова
Слайд 13
П. В. Кузнецов.
Любовь матери.
1905
Павел Кузнецов. «Голубой
фонтан».
1905.
Слайд 14
Коровин К.А.
Париж.
Бульвар Капуцинок
(1906)
А. Г. Венецианов.
«Крестьянские дети в поле (Мальчик с двумя девочками)». 1820-е.
(1906)
Слайд 15
Царевна-Лебедь
М.А. Врубель,
1899 г.
Н.А.Тархов
За завтраком,
1906 г.
Слайд 16
Выставка русской живописи
Особенно критика выделяла изысканное оформление Л.
Бакста при участии А. Бенуа.
Успех сопровождал выставку и
в Берлине, где она развернулась в Салоне Шульте, а также в Венеции в следующем году
Обер А.Л. Баба-яга (1898)
Слайд 17
В следующем году Дягилев везет в Париж „Бориса
Годунова“ с участием Шаляпина. Дягилев говорил, что этот спектакль
было просто невозможно описать. Париж был потрясен. Публика Большой Оперы, всегда чопорная, на сей раз кричала, стучала, плакала.
Выставка в Осеннем Салоне в Париже имела неслыханный успех. Именно тогда Дягилев начинает думать и о других русских сезонах в Париже.
Например, о сезоне русской музыки.
К этим концертам были привлечены самые лучшие музыканты: Римский-Корсаков, Рахманинов, Глазунов и другие. С этих концертов началась мировая слава Фёдора Шаляпина..
Слайд 18
Оперные «сезоны»
В 1908 году состоялись оперные сезоны, во
время которых французов покорил уникальный голос Ф.И. Шаляпина, исполнителя
главной роли в опере «Борис Годунов».
«Оперные спектакли “Русских сезонов” преследовали цель открыть глаза Европе на самобытность и самоценность русской классической оперы, представить ее как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры, показать, что кроме “Тристана” Вагнера есть еще “Борис” и “Хованщина”».
В. Нувель
Слайд 19
Творческий союз создателей первых
«Русских сезонов»
Михаил
Фокин -
постановщик
Валериан
Светлов -
критик
Вальтер
Нувель -
критик
Л. Бакст -
художник
Николай Черепнин -
композитор
А. Бенуа
-
художник
С.П. ДЯГИЛЕВ
Слайд 20
«Русские сезоны» 1909-1929 гг.
Балет.
Балетные спектакли должны были
показать новый музыкальный театр, которого еще не знали ни
в России, ни в Европе.
Русская хореография и искусство театральной декорации стали началом новой эпохи развития европейского балета.
Тамара Карсавина художника С. А. Сорина, 1910г. балет Сильфида.
Слайд 21
Главная особенность «сезонов»
МУЗЫКА
ТАНЕЦ
КОСТЮМЫ
ДЕКОРАЦИИ
НОВАТОРСКИЙ ПОДХОД,
который заключался в стремлении
достичь «единства художественного замысла и исполнения»
Синтез
искусств
Слайд 22
Вацлав
Нижинский
Леонид
Мясин
Джордж
Баланчин
Михаил Фокин
Мастера балета
Слайд 23
Анна
Павлова
Вера Фокина
Тамара
Карсавина
Матильда
Кшесинская
ВЕЛИКИЕ БАЛЕРИНЫ
Слайд 24
Афиши «Русских сезонов»
С 1909 по 1929 Дягилев представил
на суд зрителей 70 спектаклей, из них 50 премьерных,
15 вошли в сокровищницу мировой хореографии
Слайд 25
В.А. СЕРОВ. ЭСКИЗ ЗАНАВЕСА ДЛЯ БАЛЕТА «ШЕХЕРАЗАДА»
М.Ф. ЛАРИОНОВ.
ЛЕС. ЭСКИЗ ДЕКОРАЦИИ К БАЛЕТУ «РУССКИЕ СКАЗКИ». 1916
Эскиз Пабло
Пикассо для постановки балета "Парад", 1917
Слайд 26
Костюмы Бакста стали началом новой моды, моды на
всё восточное.
«Париж сходит с ума от «Русских сезонов Дягилева
– восемь вагонов декораций, три тысячи костюмов. Воистину русский размах…», - писали французские газеты.
Слайд 27
«Откровением», «революцией» и началом новой эпохи в балете
назвали парижские хроникёры и критики русский «сюрприз».
«…это был священный
огонь и священный бред, который охватил всю зрительную залу».
«Красный занавес подымается над праздниками, которые перевернули Францию и которые увлекли толпу в экстаз вслед за колесницей Диониса».
Жан Кокто
Слайд 29
Созданные Дягилевым эстетические
ценности явили собой целую эпоху,
эпоху
«мира искусства».
Слайд 30
«Чего он хотел? Три определённые вещи: открыть Россию
России; открыть Россию миру; открыть мир - новый- ему
самому.
И это при помощи средств самых простых, самых прямых и самых лёгких: через живопись, через музыку и только позже он осмелился сказать- через танец ».
Биограф С.П. Дягилева Р. Брюссель
«Перед феерией»:
Слайд 31
Каковы заслуги Дягилева?
Он открыл Европе и Америке
русскую живопись,
русскую
музыку,
русский балет.
Он открыл для искусства новые имена:
В.Нижинский,
М.Фокин,
А.Павлова,
Г. Баланчин,
С. Лифарь
и другие
Своими сезонами вызвал моду …
на всё русское.
Он фактически запустил процесс возрождения…
балетного искусства во всём мире.
мирового балета.