Слайд 2
«Разновидности керамики в декоративно-прикладном искусстве»
Слайд 3
Виды керамики
Керамика (от греческого слова «керамос», что означает
глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин
и смесей глин с минеральными добавками. В результате термической обработки керамика приобретает свойства, определяющие широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства.По совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика среди известных материалов не имеет себе равных . Она используется в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.
Слайд 4
Виды керамики
Гончарные изделия можно разделить на две группы:
неглазированная и глазированная керамика.
Неглазированная керамика: терракота и гончарная керамика
— наиболее древние из всех видов керамики.
Терракота — по-итальянски “обожженная земля”-керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура,черепица,изразцы, игрушки , облицовочные плитки и архитектурные детали.
.
Слайд 5
Неглазированная керамика
Глазированная керамика
Слайд 6
Гончарная керамика требует дополнительной обработки. Для придания ей водонепроницаемости
ее заглаживают перед обжигом любым гладким предметом (“лощат”), уплотняя
наружный слой глины до появления своеобразного блеска. “Морение” заключается в длительной выдержке глиняных изделий в дыму медленно остывающей печи. Очень древний способ обработки — “запарка”, или “обварка”: вынутое из печи изделие опускают в воду с мукой. При этом на его поверхности образуются красивые подпалины, посуда становится водонепроницаемой. В настоящее время гончарная керамика получила очень широкое распространение. Из нее делают горшки, чашки, кувшины и другие предметы домашнего обихода. И ценятся они не меньше, чем фарфоровые, стеклянные.
Слайд 7
Глазированная (или поливная) керамика: майолика, фаянс, фарфор, шамот.
Керамику покрывают
слоем глазури, эмали и вторично обжигают. Благодаря глазури изделия становятся водонепроницаемыми.
Также глазурь позволила изделия декорировать: матовая, бархатистая поверхность чередуется с наплывами блестящей глазури. Под глазурью хорошо смотрится роспись ангобами (окрашенными в разные цвета жидкими глинами). Ангобирование — старинный вид обработки глиняных поверхностей, однако до настоящего времени находит широкое применение.
Майолика- ближайшая родственница гончарной керамики. Это слово произошло от названия средиземноморского острова Мальорка, где зародился этот вид керамики. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными глазурями — эмалями. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.
Майолика
Фаянс
Слайд 9
Фаянс (от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс)
— керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали,посуда, умывальники,унитазы и др.), имеющие
плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Основа его — белая глина. Фаянсовый кувшин легко отличить от майоликового, стоит только обратить внимание на донышко: у гончарной керамики выступы на нем — темные, а у фаянсовой — белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист и менее прочен. Изделия фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки мягких, обтекаемых форм.
Слайд 10
Фарфор отличается от других подобных декоративных материалов высокими
параметрами прочности,
устойчивости к химическому и температурному
воздействию.
В зависимости от долевого состава
глины и сопутствующих веществ,
фарфор может условно быть разделен на две категории: мягкий и твердый.
Главное отличие этих категорий не в твердости состава, как можно было
бы подумать, а в поведении под воздействием высоких температур.
Кроме того, в мягком фарфоре больше разнообразных веществ,
которые придают ему дополнительные качества – например,
просвечиваемость. Мягкий фарфорчаще используют при изготовлении
декоративных керамических предметов, а твердый – для посуды и в технике.
Разновидность мягкого фарфора – костяной фарфор. Кроме всего прочего,
в его состав входит костяная зола, богатая кальцием, придает изделиям из
такого фарфора дополнительную прочность, белизну и просвечиваемость.
Если при изготовлении фарфора его не покрывают ничем, и он остается
матовым, его называют «бисквитом», хотя гораздо чаще можно встретить
фарфор, на который нанесен слой глазури. При росписи фарфора
используют две технологии – подглазурная роспись и надглазурная
роспись.Надглазурная роспись смотрится более ярко за счет
широкой гаммы доступных красок. К краскам при росписи фарфора
довольно часто добавляют оксиды различных металлов, в том числе благородных
(золото, платина). Сегодня фарфоровые статуэтки, посуда, куклы, другие
элементы декора интерьера ценятся не меньше, чем несколько столетий назад.
Это по-прежнему красивый и утонченный материал, который может стать
настоящим украшением дома и радовать его посетителей на протяжении многих
лет.
Слайд 11
И фарфор, и фаянс отличаются ценой, составом и технологией
производства. Чтобы не спутать благородный ъ
фарфор с практичным фаянсом,
нужно знать следующие отличия.
В составе фарфора меньше глины и больше разнообразных добавок: полевого шпата, кварцита, каолина.
Эти добавки придают фарфору белизну, стекловидность, устойчивость к высоким температурам и меньшую
пористость в сравнении с фаянсом.
Отличить фарфор от фаянса несложно. Посмотрите посуду на свет – тонкостенный фарфор должен просвечивать.
Он тонкий и полупрозрачный, тогда как фаянс совсем не пропускает свет и обычно покрывается глазурью.
Если нужно определить из какого материала сделана статуэтка, переверните ее и рассмотрите донышко.
У фарфора дно не покрыто глазурью. Это связано с технологией обжига – при производстве фарфора
используются более высокие температуры, чем при производстве фаянса. Для того, чтобы фарфор
не прилип к подставке, глазурь счищают перед вторым этапом обжига.
При выборе посуды обратите внимание на ободок на донышке. У фаянса он отличается от глазури самой
посуды и бывает или светло-серым или бежевым. Если ободок белый, то скорее всего это фарфор.