Слайд 2
Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль
XVI — первой трети XVII века.. Существует толкование понятия «маньеризм»,
как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.
Слайд 3
Маньеризм в изобразительном искусстве
Слайд 4
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
-повышенный спиритуализм
-эротизмом
-взвинченность и изломанность линий
(в частности, использование так называемой «змеевидной» линии),
-удлинённость или
даже деформированность фигур,
-напряжённость поз (контрапост)
-использование едкой хроматической гаммы,
-перегруженность композиции и т. д.
Слайд 5
ААХЕН ХАНС
(1552, Кёльн - 4 марта, 1615, Прага),
немецкий живописец и рисовальщик.
активно работал в Нидерландах.
В 1588
году Ханс фон Аахен возвратился в Германию и приобрел признание как художник и мастер тонкого психологического портрета в аристократических семействах в Кельне,
Слайд 6
Лучшем произведением художника считают картину «Торжество Истины и
Справедливости» (1598, Пинакотека, Мюнхен), выполненную в сложной технике живописания
на меди.
Слайд 7
Святой Георгий поражает дракона
1590-е годы. Частная коллекция.
Слайд 8
Бахус, Церера и Купидон
1610. Музей истории искусства, Вена
Слайд 9
Изумление богов
1590-1600-е годы. Национальная галерея, Лондон
Слайд 10
ВАЗАРИ ДЖОРДЖО
1511, Ареццо — 1574, Флоренция. Итальянский архитектор
и живописец, историк искусства, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев,
ваятелей и зодчих». Мастер флорентийской школы
Работал во Флоренции, Ареццо, Риме, Болонье, Венеции, Неаполе. Придворный мастер герцогов Медичи. Вошедший в историю как автор проекта и строитель дворца Уффици во Флоренции и первый историк итальянского искусства,
Слайд 12
Персей и Андромеда, 1572
Палаццо Веккьо, Флоренция
Слайд 13
ТИНТОРЕТТО ЯКОПО
29.9.1518 — 31.5.1594
итальянский живописец венецианской школы.
В
совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые
эффекты, разнообразные мотивы движения,
Слайд 14
Тайная вечеря
1594. Церковь Сан Джорджо Маджоре, Венеция.
Слайд 15
ЭЛЬ ГРЕКО
(1541—1614)
Большую часть жизни художник провел в Толедо.
Но прежде чем приехать на Пиренейский полуостров, он мног
о лет работал в Италии
Грек с острова Крит
Слайд 17
Мария Магдалина,
1578
Музей изящных искусств,
Будапешт
Слайд 19
Апостолы Петр и Павел, 1592
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 21
Бартоломео АмманнатиБартоломео Амманнати ,ДжамболоньяБартоломео Амманнати ,Джамболонья, Бенвенуто
сочетаются
причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм.
СКУЛЬПТУРА
Слайд 22
Бенвенуто Челлини
ПЕРСЕЙ
СОЛОНКА
Слайд 23
Джамболонья. Похищение сабинянок. 1574—1582. Флоренция, Лоджия деи Ланци
Скульптурные
композиции в основном выполнялись под античность. Но, так же
как и все произведения искусства периода маньеризма, изобиловали элементами гротеска и неестественностью поз.
Слайд 24
Отличительные черты архитектуры маньеризма
Отказ от пропорций.
Перенасыщение декором.
Контраст гладких
и рустованных поверхностей.
Использование витых колонн.
Игра световых и цветовых контрастов.
Сопоставление
больших и малых масштабов.
Слабое отличие от барокко (отсюда – раннее барокко).
Слайд 25
Джакомо да Виньола, Джакомо делла Порта.
Церковь Иль
Джезу. 1575 г. Рим
Слайд 26
Джорджо Вазари.
Уффици. 1560 г. Флоренция
Слайд 27
МАНЬЕРИЗМ В МУЗЫКЕ
В музыке «маньеристским» считается, например, творчество
итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза,
переменчивость настроений,
повышенное внимание
к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония,
резкие перемены в фактуре и мензуре.
экстравагантная тематика (напр., несколько пьес, передающих «одурманенное» состояние курильщиков),
вычурная нотация (напр., партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка),
исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма.
Слайд 28
МАНЬЕРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ
изощрённость слога и структуры,
усложнённый синтаксис,
аллегорическая
образность,
игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной»
и «любовью земной»).
Наиболее известный пример — двухтомный роман «Эвфуэс» (1578—1580 гг.) Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль
Слайд 31
У истоков традиции барокко в живописи стоят два
великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие
самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.
Караваджо
Аннибале Карраччи
Слайд 32
Караваджо. Автопортрет. "Маленький больной Вакх". 1593
Слайд 33
яркое освещение сцены из темноты
Отдых на пути
в Египет. 1597 г.
Слайд 40
великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и
всего итальянского барокко ученик своего отца Пьетро Бернини. Его
творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью»
Скульптурные шедевры
Лоренцо Бернини (1598 – 1680)
Слайд 46
Находится на пьяцца НавонаНаходится на пьяцца Навона. Сооружён в1648Находится на пьяцца
Навона. Сооружён в1648—1651Находится на пьяцца Навона. Сооружён в1648—1651 гг. по проекту Бернини.
Фонтан
в Риме
Слайд 48
Характерные черты:
Обилие пышных декоративных украшений
подчеркнутая театральность
искажение
классических пропорций
оптический обман
преобладание сложных криволинейных форм.
Желание удивить,
восхитить и даже ошеломить зрителя становилось главной задачей архитекторов.
Слайд 49
Барокко в архитектуре
Для архитектуры барокко (Л. БерниниДля
архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. БорроминиДля архитектуры барокко (Л.
Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Часто встречаются развернутые масштабные колоннадыЧасто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волютыЧасто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры.
Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.
Характерные детали барокко — теламонХарактерные детали барокко — теламон (атлант), кариатидаХарактерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Слайд 50
Преобладающиеи модные цвета:
приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый,
голубой с желтым акцентом.
Линии: причудливый выпукло - вогнутый асимметричный
рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
Форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры.
Характерные элементы интерьера:
стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.
Двери:арочные проемы с колоннами; растительный декор
Слайд 51
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или
ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием
Слайд 52
Волюта (итал. voluta — завиток, спираль), архитектурный мотив
в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре,
составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей.
Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон
Слайд 53
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila
«колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу
и капитель, и тем самым условно изображающий колонну
Слайд 54
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире:
ВерсальСамые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль
(Франция), ПетергофСамые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), АранхуэсСамые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).
Слайд 55
Регулярный парк версальского дворца.
Слайд 57
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ ВОСПРИНИМАЛИ РЕАЛЬНЫЙ МИР
КАК ИЛЛЮЗИЮ И СОН
. РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ОПИСАНИЯ ЧАСТО СОЧЕТАЛИСЬ С
ИХ АЛЛЕГОРИЧЕСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ.
ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СИМВОЛЫ, МЕТАФОРЫ, ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ, ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (СТРОКИ СТИХОВ ОБРАЗУЮТ РИСУНОК), НАСЫЩЕННОСТЬ РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, АНТИТЕЗАМИ, ПАРАЛЛЕЛИЗМАМИ, ГРАДАЦИЯМИ, ОКСЮМОРОНАМИ.
БЫТУЕТ БУРЛЕСКНО-САТИРИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
ХАРАКТЕРНЫ СТРЕМЛЕНИЕ К РАЗНООБРАЗИЮ, К СУММИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О МИРЕ, ВСЕОХВАТНОСТЬ, ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ, КОТОРЫЙ ИНОГДА ОБОРАЧИВАЕТСЯ ХАОТИЧНОСТЬЮ И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕМ КУРЬЁЗОВ, СТРЕМЛЕНИЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ БЫТИЯ В ЕГО КОНТРАСТАХ (ДУХ И ПЛОТЬ, МРАК И СВЕТ, ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ).
Слайд 58
Франсиско де Кеведо.
Испанский поэт и прозаик.
В ОБЛАСТИ
РОМАНА ВЫДАЮЩИЙСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ — Г. ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН (РОМАН «СИМПЛИЦИССИМУС»)
В
ОБЛАСТИ ДРАМЫ — П. КАЛЬДЕРОН (ИСПАНИЯ)
. В ПОЭЗИИ ПРОСЛАВИЛИСЬ В. ВУАТЮР (ФРАНЦИЯ), Д. МАРИНО (ИТАЛИЯ), ДОН ЛУИС ДЕ ГОНГОРА-И-АРГОТЕ (ИСПАНИЯ), Д. ДОНН (АНГЛИЯ).
Оноре д'Юрфе. Французский писатель XVII века.
Д. Марино (Италия
Жанры:
сонеты
романы
поэмы
Слайд 59
В России к литературе барокко относятся
С. Полоцкий,
Ф. Прокопович..
Слайд 61
Музыка барокко носит светский характер, но новый стиль
проникает и в церковную музыку.
Это мессы Иоганна Себастьяна Баха,
оратории Генделя.
Ярко стиль барокко проявился в опере.
диссонирующие созвучия, всевозможные украшения-мелизмы.
Появляются технически трудные виртуозные пассажи в пении.
Слайд 62
Барокко в итальянской опере.
Опера – главное достижение музыкального
искусства барокко.
В 17 веке оперное искусство расцветает в Италии.
Клаудио
Монтеверди – первый оперный композитор барокко.
Он развил драматическую сущность оперы. Соединил речитативы, декламацию и вокал.
Слайд 65
Творчество Баха.
Иоганн Себастьян Бах 1685-1750 годы.