Слайд 2
Малые голландцы обобщенное название голландских художников, мастеров бытового,
пейзажного жанра и натюрморта. Ярко выразивших национальное своеобразие национальной
живописи этого времени.
Термин получил распространение во французской литературе об искусстве. В эстетике 17-18 вв. (Фелибьен, Дидро) подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин
Слайд 3
Бытовой жанр — самое яркое и самобытное явление
голландской школы, открывшее для мирового искусства поэзию повседневной жизни
частного человека. Сложился в 1720-1730-х гг. сразу в двух разновидностях — крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Первый развивали Адриан ван Остаде и его школа.
Ранние работы А. Остаде (игры в карты, ссоры и драки в трактире) отличает динамичный, брутальный характер. В середине 17 в. он пишет картины более мирного, спокойного характера: крестьян, беседующих за трубкой и кружкой пива в кабачке, дома, в кругу семьи, на ярмарке
Слайд 4
Портрет Адриана Остаде написан Франсом Хальс
1645/1648. Дрезден
Слайд 5
Адриан ван Остаде «Мастерская художника» автопортрет 1663
Слайд 14
Бюргерский жанр на первом этапе представлен веселыми жизнерадостными
картинами из жизни золотой молодежи и офицеров, проводящих время
в тавернах или гостиных за игрой в трик-трак, домашними концертами (Д. Халс, Ю. Лейстер, Я. М. Моленар, А. Паламедес, П. Кодде, В. Дейстер). В середине 17 в. Г. Доу и Ф. ван Мирис Старший, представители лейденской школы миниатюрной техники письма, отличающейся обилием и тонкостью исполнения деталей и гладкой эмалевой поверхностью, изображая визит врача, ученого за занятиями, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюргеров, тяготеют к занимательному рассказу
Слайд 15
Мать Рембрандта.
1631 год.
Портрет работы Герарда Доу
Слайд 16
Г. Доу.
Больная и врач.
1663 год.
Дерево,
масло
Слайд 17
Герард Доу.
Торговка дичью.
Около
1672 года
Слайд 18
Еще сильнее повествовательное начало с оттенком дидактики и
гротеска выражено в шумных сценах из жизни простолюдинов у
Я. Стена.
Стен (Steen) Ян (ок. 1626-79), нидерландский живописец. Реалистические, полные народного юмора сцены из жизни крестьян и горожан («Гуляки», ок. 1660).
Слайд 19
Ян Стен. Спор за карточной игрой. Государственные музеи,
Берлин.
Слайд 20
Ян Стен. Мир наизнанку. Около 1663 года.
Масло,
холст. Музей истории искусства в Вене.
Слайд 21
Художники другого направления поэтизируют повседневность. В сценах музицирования,
галантного ухаживания у Г. Терборха действие замедлено, разговоры приглушены,
в комнатах царят тишина и покой
Те́рборх (Terborch) Герард (1617-81), нидерландский живописец, относят к «малым голландцам». Жанровые композиции из жизни зажиточных горожан («Бокал лимонада», ок. 1665) отличаются спокойной созерцательностью, изысканностью серебристого колорита, виртуозной передачей фактуры вещей.
Слайд 22
Герард Терборх. Бокал лимонада. Около 1665 года. Холст,
масло. Эрмитаж, Петербург
Слайд 23
Г. Метсю ярким светом и насыщенными красками придает
будничным сценам праздничный характер
Ме́тсю Габриель (Metsu) (1629, Лейден —
1667, Амстердам) — нидерландский художник, живописец, представитель «малых голландцев», автор живых, непосредственных сцен бюргерского быта («Больная и врач»).
Слайд 24
Г. Метсю. Урок музыки. Около 1658 года.
Холст,
масло. Национальная галерея, Лондон.
Слайд 25
Габриель Метсю. Больное дитя.
Около 1660 года.
Холст,
масло. Риксмузеум, Амстердам.
Слайд 26
. П. де Хох проникновеннее других воплотил неторопливость,
упорядоченность и уют семейной жизни голландского бюргера. Рассеянный дневной
свет, заливающий интерьер (живописная тема, почерпнутая у Вермера), придает картинам художника поэтическое настроение.
Хох Питер (полн. Питер де Хох; Hooch, Hoogh) (1629-1684) — нидерландский художник, живописец; бытописатель бюргерства, изображал занятых повседневными делами женщин и детей в наполненных солнечным светом и воздухом комнатах или двориках («Дворик», 1658).
Слайд 27
Питер де Хох.
Хозяйка и служанка. Около 1660
года.
Холст, масло. Эрмитаж, Петербург.
Слайд 28
Ян Вермер.
Девушка с письмом.
Около 1657 г.
(Картинная галерея. Дрезден)
Слайд 29
Ян Вермер.
Служанка с кувшином молока
(около 1658
г.)
(Риксмузей. Амстердам)
Слайд 30
Ян Вермер. Любовное письмо.
(Около 1667 г.)
(Риксмузей.
Амстердам)
Слайд 31
Клас (Claesz) Питер (1597 или 1598-1661), нидерландский живописец,
относят к «малым голландцам». Мастер натюрморта. Писал т. н.
завтраки — группу скромно подобранных предметов, помещенных в тонко разработанную световоздушную среду и объединенных общим тоном.
Слайд 32
П. Клас. Натюрморт из серии Vanitas (Бренность). 1630
год.
Дерево, масло. Галерея Маурицхейс, Гаага.
Картина насыщена символами:
череп — смерть, перевернутый пустой бокал — выпитая чаша жизни, часы — истекшее время, все вместе — бренность бытия.
Слайд 33
Виллем Калф. Натюрморт с омаром, рогом для вина
и бокалами.
Около 1653 года. Холст, масло. Национальная галерея,
Лондон
Слайд 34
Ян де Хем.
Ваза с цветами. Около 1645
года. Масло, холст. Национальная галерея в Вашингтоне