Слайд 3
Культура Ахеменидского царства
В 550 г. до н. э.
войско персидского царя Кира II одержало победу над мидийским
войском. Ахеменидская держава сменила Мидийскую.
Кир подчинил:
страны, входившие в состав бывшей Мидийской державы (Парфию, Гирканию и др.),
греческие города-государства Малой Азии,
области в Средней Азии.
Кир разбил:
в 539 г. до н. э. вавилонские войска,
через несколько лет – египетское войско.
Захватив Месопотамию, Кир сделал Вавилон одной из царских резиденций, покровительствовал древним культам. Но в действительности Вавилония превратилась в сатрапию Ахеменидской державы.
Слайд 4
Культура Ахеменидского царства
К концу VI в. до н.
э. границы державы простирались:
от реки Инд
на востоке до Эгейского моря на западе,
от Закавказья на севере до первого нильского порога на юге.
Кир основал столицу Пасаргады. Одним из центров оставил Экбатаны.
Персы многое заимствовали в мидийской культуре и системе государственного управления.
Слайд 5
Культура Ахеменидского царства
В 522 г. до н. э.
царём державы стал Ахеменид Дарий I.
Дарий I провёл важные
административно-финансовые, экономические, военные реформы, изменения в области права, что
позволило создать устойчивую систему государственного управления и контроля над завоёванными странами, упорядочить сбор податей, увеличить контингенты войск:
1. Государство было разделено на административно-податные округа – сатрапии. Геродот (V в. до н. э.) насчитал 20 сатрапий и 70 народов в составе державы.
2. Государство было разделено на военные топархии. Армия состояла из конницы (из знати) и пехоты (из земледельцев).
Лица, несшие военную службу, ежемесячно получали плату «натурой» – зерном, мясом и т. п. Вышедшие в отставку жили с небольших наделов земли, освобождались от уплаты податей, могли заниматься торговлей, ремёслами.
Слайд 6
Культура Ахеменидского царства
3. Чётко разделены функции сатрапов и
военачальников, которые были независимы по отношению друг к другу
и подчинялись непосредственно царю.
4. Создан большой центральный аппарат во главе с царской канцелярией. Центральное государственное управление находилось в административной столице – Сузах.
5. Приведены к единообразию действующие в разных странах державы законы. Образцом ( как и для всего Ближнего Востока) являлось вавилонское право.
6. После 517 г. до н. э. Дарием I введена единая для всей империи монетная единица – золотой дарик (весом 8,4 грамма). Чеканка золотой монеты была прерогативой только царя.
Обычным средством обмена служил серебряный сикль (весом 5,6 г), равный по стоимости 1/20 дарика.
Слайд 7
Культура Ахеменидского царства
7. После 518 г. до н.
э. был восстановлен канал о Нила до Суэца.
Он соединял Египет через Красное море с Персией и, таким образом, прокладывал дорогу в Индию.
8. Арамейский язык (язык дипломатии и торговли на всём Ближнем Востоке) (алфавитная письменность) стал официальным в восточных сатрапиях и применялся для общения между государственными канцеляриями всей империи.
Религия имела много общего с зороастризмом, признавала верховным (но не единым) богом Ахурамазду, распределяла все явления мира на принадлежащие доброму или злому началам.
В то же время персы не отказывались и от культов древних богов, олицетворявших стихийные (природные) силы.
Слайд 8
Культура Ахеменидского царства
Искусство Ирана в ахеменидский период достигло
расцвета.
Это было придворное монументальное искусство, призванное символизировать могущество государства
и величие царской власти.
Искусство характеризует внутреннее единство и своеобразие, несмотря на влияние на него и синтез иранских традиций с эламскими, ассирийскими, египетскими, греческими и другими.
Развитие получили:
1) архитектура дворцов (дворец в Персепо’ле, VI в. до н. э.),
гробниц (гробница Кира II в Пасаргадах, VI в. до н. э.),
(гробница Дария I в Накше Рустаме, VI в. до н. э.);
2) скульптурный рельеф
(скульптурные изображения царей, разных покорённых народов в гробницах в Накше Рустаме),
(рельефы во дворце в Персеполе);
3) художественное ремесло (цилиндрические печати и др.).
Слайд 9
Культура Ахеменидского царства
В целом ахеменидская эпоха сыграла большую
роль в истории Ирана и всего Ближнего и Среднего
Востока:
а) на протяжении долгого времени был обеспечен мир на огромной территории от Восточного Средиземноморья до границ Индии;
б) созданы благоприятные условия для расцвета международной торговли;
в) созданы благоприятные условия для развития культурных контактов между народами.
Ахеменидская эпоха была временем активных взаимовлияний культур
народов Востока, чему способствовала, в частности, проводимая
Ахеменидами политика терпимости к местным культурным
традициям.
Слайд 10
Культура Ахеменидского царства
Культурные контакты способствовали:
взаимовлиянию и синтезу
научных знаний, их заимствованию
(например, греками –
в области математики, астрономии, философии); распространению научных достижений;
распространению технических новшеств;
взаимовлиянию и синтезу приёмов искусства, распространению
искусства, приёмов художественного ремесла, литературных сюжетов;
распространению алфавитной арамейской письменности, возникновению на её основе алфавитных письменностей в Иране, Средней Азии, Афганистане.
Крушение Ахеменидской державы произошло в результате завоеваний Александра Македонского, а также междуусобиц, восстаний против персидского господства, дворцовых переворотов и интриг.
В 334 г. до н. э. греко-македонская армия вступила в пределы державы, которая в 331 г. до н. э. стала частью империи Александра Македонского.
Слайд 11
Искусство Ахеменидского царства
Архитектура
Дворец в Персеполе
Слайд 12
Искусство Ахеменидского царства
Архитектура
Слайд 13
Искусство Ахеменидского царства
Архитектура
Дворец в Персеполе (реконструкция)
Слайд 14
Искусство Ахеменидского царства
Архитектура
Дворец в Персеполе (реконструкция)
Слайд 15
Искусство Ахеменидского царства
Архитектура
Гробница Кира II в Пасаргадах
Слайд 16
Искусство Ахеменидского царства
Архитектура
Гробница Дария I в Накше Рустаме
Слайд 17
Искусство Ахеменидского царства
Архитектура
Гробница Дария I в Накше Рустаме
Слайд 18
Искусство Ахеменидского царства
Архитектура
Гробница Дария I в Накше Рустаме
Слайд 19
Искусство Ахеменидского царства
Архитектура
Ападана Дария I в Накше Рустаме
(центр дворцового комплекса)
Слайд 20
Искусство Ахеменидского царства
Скульптура
Барельеф на парадной лестнице дворца в
Персеполе
Слайд 21
Искусство Ахеменидского царства
Скульптура
Рельефы на гробнице Дария в Накше-Рустаме
Слайд 22
Искусство Ахеменидского царства
Скульптура
Рельефы на гробнице Дария в Накше-Рустаме
Слайд 23
Искусство Ахеменидского царства
Скульптура
Слайд 24
Искусство Ахеменидского царства
Скульптура
Слайд 25
Искусство Ахеменидского царства
Скульптура
Фигурка лани (золото)
Слайд 26
Искусство Ахеменидского царства
Цветные изразцы во дворце Дария