Слайд 2
Биография
Годы жизни:1848-1926. Родился в селе Лопьял, в семье
священника. Учился в духовной семинарии в Вятке(1862-1869), затем в
Петербурге, в рисовальной школе. Был членом “Товарищества передвижников”.Молодой Васнецов всецело следовал традициям передвижнического бытописания,- таковы его образы обедневшей старой четы, перебирающийся “с квартиры на квартиру” (в одноименной картине 1876, Третьяковская галерея), либо припозднившихся картежников (Преферанс, 1879, там же).
Слайд 3
Краткая справка
ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНИКОВ (“Товарищество передвижных художественных выставок”),
крупнейшее из русских художественных произведений 19 века.
Они создавали новое,
раскрепощенное от канонов академической классики искусство, призванное открывать миру ход истории, тем самым подготавливая мысли к будущему.
У “передвижников” таким художественно-историческим “зеркалом” предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы,”Вся Россия” в ее многоликой повседневности.
Слайд 4
Биографическая справка
Между тем Васнецовы жили совсем просто- как
и большинство семейств сельских священников.
“Критическая” школа живописи второй половины
19-го века любила изображать попов корыстолюбивыми пьяницами.
(партийные интересы)
Васнецов же в своих письмах говорил об отце:”Вспомнить моего дорогого отца, глубоко религиозного и философски настроенного, который, прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о действительно сущем Боге!”
Слайд 5
Биография и творчество
Положение семьи не позволило молодому
человеку обучаться в художественной школе.
Пришлось соблюдать традицию и обучаться
в духовной семинарии(там обучение было бесплатным), но Виктор не доучился там всего год.
На последнем курсе он продал две своих картины “Молочница” и “Жница” и поехал в Москву с 10 рублями в кармане.
Сдав успешно экзамены, поступил в Академию. Там он подружился с Репиным.
Дебют прошел 1874г.с полотном “Чаепитие в трактире”.
Академии Васнецов не окончил- его влекла иная живопись. Распростившись в 1875 году с ней, он в 1876 году уехал за границу и более года жил в Париже, где тесно общался с находившимися там в пенсионерской командировке Репиным и Поленовым.
Слайд 6
Биография и творчество
Васнецов переехал на жительство в
Москву, сблизился с С. Мамонтовым и П. Третьяковым, стал
активнейшим членом Абрамцевского художественного кружка. Он подолгу жил в Абрамцеве, спроектировал для имения церковь Спаса Нерукотворного, оформлял спектакли мамонтовской Частной оперы, увлекался русским фольклором. Москва стала для художника землей обетованной, здесь он понял, что(цитируя Васнецова) “только среди московских исторических памятников, ее великого, незабываемого, волнующего прошлого расцветет мое дарование, окрепнет умение, разовьется вдохновение, сбудутся поэтические мечты”.
Слайд 7
Биография и творчество
О произошедших переменах возвестило показанное
в 1880 году на VIII передвижной выставке полотно “После
побоища Игоря Святославича с половцами “, созданное по мотивам “Слова о полку Игореве”. Картину приняли неоднозначно- Васнецов утверждал, что все “стояли к ней спиной”. Это не так, конечно,- о ней восхищенно отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин, хотя патриарх передвижничества Г. Мясоедов топал перед ней ногами, требуя убрать эту “мертвечину” с выставки за измену критическому “направлению”.
Слайд 8
Биография и творчество
Между тем и в этой
и последующих за ней работах Васнецов пытался показать “положительные”
пути российскому обществу, вступающему в период беспочвенности, нестроения и смут( менее чем через год революционеры разорвали бомбой на части императора АлександраII).
Слайд 9
Биография и творчество
Выполнением той же благородной задачи
был обусловлен и следующий этап жизни и творчества Васнецова,
связанный с его деятельностью по оформлению Владимирского собора в Киеве, которой он отдал более десяти лет(1885-1896). Поначалу искусствовед А. Прахов привлек к этой работе М. Врубеля, но его иконопись оказалась слишком “модернистской” и не слишком органичной для традиционного православного сознания. В конце концов, собор расписал В. Васнецов и М. Нестеров- Васнецов после этого стал популярнейшем русским иконописцем, ему подражали, на него просыпался дождь церковных заказов.( Справа-Икона: Богоматерь с младенцем)
Слайд 10
Биография и творчество
Слава художника росла- особенно после
триумфальной персональной выставки 1899 года, где он показал публике
своих “Богатырей”. В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи, годом ранее- профессора Академии. Последнее звание он сложил с себя в революционном 1905 году- в знак протеста против большего увеличение студентов академии политикой, нежели живописью.