Слайд 2
Понятие «западная» или «европейская» цивилизация
В настоящее время в
литературе обсуждается вопрос о том, является ли ныне существующая
в Европе, США, Канаде и Австралии цивилизация западной, или же это ядро новой всемирной цивилизации, которая возникла после «Заката Европы». Некоторые исследователи склоняются ко второй точке зрения. Думается, что этот взгляд абсолютно «европоцентричен». Отметим, что А. Тойнби не считал ныне идущий процесс модернизации слиянием цивилизаций, или, тем более, ассимиляцией. Видимо, нет оснований говорить и о том, что европейская цивилизация сменилась после промышленной революции какой-то другой.
Слайд 3
Однако существует и противоположная точка зрения, которая строится
на том, что основные ценности Запада являются универсальными, общечеловеческими.
И Запад как бы просто возвращает их остальным цивилизациям. С этим также нельзя безоговорочно согласиться. Нет оснований утверждать, что все основные ценности Запада безоговорочно принимаются другими цивилизациями. С. Хантингтон, утверждает, что в результате модернизации практически все незападные цивилизации смогли больше внимания уделить своим традициям, и вследствие этого, за последние 10 лет они стали менее вестернизированными. Ему же принадлежит и наиболее правильное,
определение положения западной цивилизации: «Запад уникален, но не универсален» .
Слайд 4
Современная трактовка
В настоящее время к западной цивилизации принадлежит
практически вся Европа, в том числе и те страны,
которые традиционно являются православными и даже мусульманскими, такие, как Босния или Албания; США, Канада, Австралийский союз и другие в прошлом колониальные страны с населением, преимущественно европейским по происхождению.
Существует ряд стран, таких, как Турция или ЮАР, в которых процесс вестернизации зашел так далеко, что их, видимо, можно считать пограничными.
Общество, сложившееся в США, имеет достаточно своеобразия, чтобы считаться отдельной ветвью западной цивилизации. Это особенно хорошо проявляется в столкновении европейского и американского искусства, которое развернулось в послевоенное время.
Субкультуры Канады и Австралии занимают промежуточное положение, в каких-то сферах они ближе к Европе, в каких-то – к США.
Мы дадим характеристику европейской цивилизации как основы всей западной цивилизации.
Слайд 5
Таким образом:
Тип прогрессивного развития представляет в истории
человечества античная цивилизация Древней Греции и Рима и современная
европейская цивилизация.
США, Канада, Новая Зеландия Австралия и др. страны самостоятельными цивилизациями не являются: большие массы эмигрантов привнесли в эти страны варианты европейского пути развития. И хотя США со временем сумели ослабить европейское влияние, в ходе ХХ века и сегодня существует обобщенное понятие - Западная цивилизация.
Слайд 6
Особенности западной цивилизации
Для западной цивилизации характерна изначальность, возникающая
как беспрерывное продолжение прошлого далеких ему народов, которые он
усваивает, перерабатывает и преобразует.
Так от иудеев сюда пришли религиозные импульсы, от греков - философская широта, сила и ясность мысли, от римлян - знаменитое «римское право» и высокая степень организованности государства.
Слайд 7
Христианство и гуманизм как основа Западной цивилизации
Запад возник
на основе христианства. Для западного сознания ось истории -
Христос.
Христианство стало для западной цивилизации самой великой формой организации человеческого духа, начиная со Средневековья, стало основным источником западной свободы.
Ведущим мировоззрением являлся гуманизм.
Слайд 8
Новшества Западной цивилизации
1. Наука и результаты её революционным
путем преобразовали мир, положив начало глобальной истории человечества;
Слайд 9
2. Территория Запада чрезвычайно разнообразна, поэтому страны и
народы Запада имеют своеобразный и разнообразный облик;
Слайд 10
3. Западу известна идея политической свободы и её
реальность;
4. Запад познает рациональность: уже греческая рациональность отличается от
восточного мышления последовательностью, позволяющей развивать математику, формальную логику, правовые основы государства.
Слайд 11
5. Западный человек осознал, что он есть начало
и творец всего, мера и ценность.
6. Запад - это
постоянное духовное и политическое напряжение, требующее растущей духовной энергии.
7. С самого начала западный мир развивался в рамках внутренней полярности Запада и Востока.
Слайд 12
Особенностью цивилизации этого типа являются постоянные изменения человека
на протяжении жизни одного поколения. Опыт старшего поколения быстро
устаревает и отвергается молодыми. Отсюда вечная проблема «отцов и детей». Прошлое воспринимается как материал для извлечения уроков, общество ориентирована на движение в будущее.
Слайд 13
Греко-латинская цивилизация впервые поставила и разрешила сложнейший вопрос:
чтобы достичь гармонии в обществе нужны хорошие законы, где
личность и её права первичны, а коллектив, общество - вторичны.
Слайд 14
Европейская цивилизация
Общая характеристика
Европейская цивилизация возникла в результате взаимодействия
античной цивилизации с варварскими сообществами континента.
Она является дочерней
по отношению к греко-римскому социуму, причем в отличие от православной и мусульманской цивилизаций, которые также немало восприняли от античной, европейская цивилизация переняла и развила большую часть культурного наследия своей предшественницы. Эта связь всегда осознавалась на Западе, что вызывало постоянные попытки повторить или возродить античность.
Однако Запад является именно дочерней по отношению к Древнему Риму и Греции цивилизацией, а не ее прямым продолжением.
Во времена средневековья Европа практически потеряла большинство гражданских прав и свобод, обычных в античности, а в Новое время приобрела такие качества, как секуляризация и прагматизм в несвойственных для Рима и Эллады масштабах
Слайд 15
Цивилизации Европы - это дифференцированное общество. В европейском
социуме разделенными являются как субъекты, так и виды деятельности.
Основу западного общества составляет отдельная суверенная личность, наделенная определенными правами, список которых менялся по мере развития общества, но всегда включал достаточно важные компоненты.
Ячейкой социальной системы служит малая нуклеарная семья, в которой взрослые дети отделяются от родителей и живут самостоятельно.
Семьи, как правило, составляют общину, объединенную соседскими или производственными связями, которые, впрочем, не являются слишком сильными.
Слайд 16
Следующей ступенью интеграции является историческая область, хотя фактор
землячества не накладывал на человека каких-либо неоспоримых обязательств. И
лишь на уровне национального или территориального государства, на которые на протяжении всей своей истории был разбит Запад, опять появляются сильные связи, определяющие поведение отдельной личности.
Слайд 17
Дифференциация видов деятельности на Западе выражается в разделении
всех возможных властей.
Церковная власть отделена от светской, так
что власти Европы не смеют влиять на церковные власти, централизованные в Ватикане.
Политическая власть отделена от экономической.
В свою очередь, политическая власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Различные ветви власти имеют более или менее четко очерченные сферы деятельности, и вмешательство в чужие области всегда встречает сопротивление.
Слайд 18
Для европейской цивилизации характерен феномен гражданского общества
То есть
объединения граждан в неформальные структуры для решения своих проблем
и удовлетворения своих потребностей. Власть в деятельность этих образований не имеет права вмешиваться, если они не нарушают закон.
Не менее важным элементом является и наличие представительной формы власти, наделенной совещательными или законодательными функциями. Наличие данного элемента политической культуры обусловлено, тем, что европейская цивилизация всегда сохраняла элементы демократии, так сильно развитой в античности.
Хотя в средние века общество было сословно-иерархическим, но внутри сословий в основном сохранялись демократические традиции. Нужно иметь в виду, что в средние века в Европе не было личного рабства, крестьянин был прикреплен к земле, но лично он был свободен, хотя и лишен многих прав, предоставляемых другим сословиям.
Вследствие всего этого, Запад практически никогда не знал деспотизма, то есть ничем не ограниченной власти над жизнями и судьбами людей и народов со стороны верховного властелина с одной стороны, и полного бесправия его подданных с другой.
Слайд 19
Особенностью европейской цивилизации является особая роль городов.
Наряду с
монастырями, они всегда являлись центрами духовной и материальной культуры,
что, опять же, культивировалось властями Европы весьма пристально. Города здесь во все времена обладали известной автономией, что, видимо, является отголоском полисной структуры античного мира, а его жители – правами и свободами, которых были лишены крестьяне.
Слайд 20
Западное христианство несет в себе основные отличительные признаки
западной цивилизации
Оно отдает предпочтение богоугодным поступкам перед личным духовным
совершенствованием. Достаточно вспомнить притчу о блудном сыне, практику продажи индульгенций, исповедь и отпущение грехов, пожертвования и т.д. Отметим также, что праведность может проявляться не только и не столько в набожности, сколько в любви, помощи и соблюдении прав ближнего, что прямо опирается на канонические тексты Библии.
Кроме того, в западном христианстве на протяжении всей его истории имела место тенденция к постоянному ослаблению магического, и даже мистического элемента. Область чудесного, принципиально необъяснимого и непостижимого в западном христианстве в настоящее время довольно мала, причем в этой области властвует божественное провидение, и никакой служитель культа не способен личными усилиями вызвать чудо. Исключение делается для святых, которым данная способность даруется свыше.
Слайд 21
Западное христианство несет в себе основные отличительные признаки
западной цивилизации.
В Новом завете заложен принцип параллельного существования светской
и духовной областей: «Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Все попытки отклониться от этого принципа завершались, в конце концов, восстановлением независимости церкви и государства друг от друга.
Этот факт, несомненно, является одним из признаков распада культуры, одним из признаков распада западного христианства, которое не может собрать воедино христианские массы.
Слайд 22
Современный западный человек в основном уверен в том,
что какие бы греховные деяния он не совершил, на
этом свете ему не воздастся. Это произошло потому, что современная наука способна дать вполне внятное объяснение подавляющему большинству явлений, происходящих в окружающем нас мире, и это способно убедить даже глубоко верующего человека в том, что в нашей земной жизни властвуют естественные, а не божественные законы.
Такая трансформация религиозного сознания является следствием распада в западном христианстве. Кроме того, в онтологическом плане библейские тексты безнадежно устарели, если, конечно, понимать их дословно.
Слайд 23
Распад христианства
Далее, уже в XIX веке наметился
разрыв между техническими возможностями западного человека и его общественной
философией с одной стороны, и моралью с другой. В настоящее время человек получил возможность разрушить биосферу, как отдельных регионов, так и всей Земли, уничтожить любой биологический вид, в том числе и Homo sapiens. Фактически, современный человек находится вне конкуренции в своей борьбе с природной средой.
В то же время, его философия и мораль до самого последнего времени соответствовала периоду, когда он вынужден был бороться за выживание. Она осталась конфронтационной, какой была с античных времен.
Слайд 24
Еще один признак распада – стремление к созданию
универсального государства, охватывающего всю цивилизацию.
Наполеон открыл эпоху попыток
решения этой задачи. Как известно, военный путь, которым он пытался идти к решению данной задачи, не привел к успеху ни его, ни последовавшего по этому пути Гитлера. В настоящее время мы наблюдаем пока вполне успешную попытку создать единое европейское государство мирными способами.
Слайд 25
Основные черты экономической системы
Автономное положение главного хозяйствующего
субъекта (в средние века таковым было феодальное поместье с
принадлежащими ему крестьянскими землями);
незыблемость права частной собственности;
законодательное регулирование хозяйственной деятельности со стороны государства;
законодательно регулируемая налоговая система;
участие государства (например, в лице монарха) в хозяйственной деятельности на общих основаниях;
централизованная финансовая система; элементы рыночной экономики (при феодализме – в форме цеховых объединений, вольных городов и свободных торговых союзов типа Ганзейского).
Слайд 26
Североамериканская цивилизация
Вопрос о том, следует ли считать Североамериканское
сообщество отдельной цивилизацией, или же оно является ветвью Западной
цивилизации, является весьма дискуссионным. Однако история США, которые являются ядром этого цивилизационного образования, соответствует типичному поведению молодой, растущей цивилизации. Это и успешная ассимиляция захватываемых территорий, и быстрый рост экономической, политической и военной мощи, и предпочтение простых силовых решений возникающих конфликтов, и стремление к распространению своего влияния, в том числе и культурного, на весь остальной мир, и устойчивое поступательное развитие общества, и, главное, отсутствие видимых противоречий между различными элементами цивилизации, внутренняя однородность.
Североамериканская цивилизация является сугубо перенесенной. Европейская цивилизация, распространяясь по Северной Америке и вступая во взаимодействие с местной природой и сообществами индейцев, практически ничего не взяла от культуры аборигенов, но все же эти столкновения модифицировали европейскую культуру и европейский менталитет
Слайд 27
Основные черты цивилизации США
Первой и главной особенностью американской
цивилизации явилось то, что люди, ее образующие, оказались как
бы лишенными корней, и каждый человек оказался лишенным и поддержки, и давления привычной социальной среды. Это явилось проявлением особого прагматизма цивилизации, что проявилось сильно на современном этапе.
Слайд 28
Большое влияние на формирование нации оказал дух фронтира,
то есть границы колонизации, по которой обжитый и относительно
благоустроенный мир противостоял сопротивляющемуся миру дикой природы и пытавшихся отстоять свой образ жизни индейцев.
Но, кроме того, большое влияние на прагматизм цивилизации США оказала философия протестантизма, которая была с успехом перенята и культивирована до абсурда в этой стране.
Слайд 29
В этих условиях сформировался новый тип свободного гражданина.
Его отличительными чертами явились независимость, предприимчивость, подвижность, ксенофобия и
консерватизм.
В то время государства, способного оказать поддержку неудачникам, в Северной Америке практически не существовало, а открытие нового дела нередко означало вторжение в области, где рассчитывать можно было только на собственные силы. Поэтому достижение успеха часто было условием не только процветания и благополучия, но и просто дальнейшего существования. Вследствие этого, стремление к успеху стало здесь главным стимулом любой экономической деятельности.