Слайд 2
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят
к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание
в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.
Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала и шло обучение и воспитание.
Слайд 3
Семейное воспитание и обучение в Древнем Египте отражало
характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной. Эти взаимоотношения строились
на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.
Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери, совершив погребальный обряд, могли дать родителям новую жизнь.
Слайд 4
Принятые в Древнем Египте педагогические методы и
приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику
надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. В ходу был следующий афоризм: "Послушание - это наилучшее у человека".
Наиболее эффективным способом достижения повиновения считались физические наказания, которые рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: "Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал".
Слайд 5
Абсолютный и безоговорочный авторитет отца и наставника был
освящен в
Древнем Египте многовековыми традициями. Тесно связан с этим
и обычай передавать профессию по
наследству – от отца к сыну.
Как ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, ее идеалы и цели воспитания постепенно пересматривались, уже тогда появились различия в понимании того, каким надлежит быть человеку.
Слайд 6
Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу
через заучивание морализаторских наставлений типа: "Лучше уповать на человеколюбие,
нежели на золото в сундуке". Запись, чтение и запоминание подобных наставлений были отнюдь не простым делом, поскольку они изображались иероглифами на языке, все более отличавшемся от живой речи.
Слайд 7
В общем, к 3-му тысячелетию до н.э. в
Египте сложился некий институт «семейной школы»: чиновник, воин или
жрец готовил своего сына к профессии, которой тот должен был посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников со стороны.
Владение грамотой и профессия писца рассматривались как залог социального благополучия.
Слайд 8
Приобретение образования требовало немалого труда. Занятия в школе
шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово
наказывали. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями.
По-видимому, школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать; затем - составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль.
Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов.
Слайд 10
В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н.
э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях
животных. Но уже в эту эпоху появилась бумага - папирус - из болотного растения того же названия.
Позже папирус становится основным писчим материалом. Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Существовали свитки-пособия, которые переписывали и заучивали.
Слайд 11
На первоначальной стадии обучения прежде всего заботились об
отработке техники изображения иероглифов. Затем большее внимание уделялось содержанию
текстов. На последующем этапе обучали красноречию, что считалось наиважнейшим для писца качеством.
В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов.