Слайд 2
Эстетический идеал красоты
Идеал атлета-гражданина воплощен греческим художником
Поликлетом в бронзовой статуе «Дорифор» («Копьеносец»). Скульптор написал теоретический
трактат «Канон», в котором изложил свои взгляды на наиболее гармоничные пропорции человеческой фигуры. За единицу измерения была принята длина тела человека, где голова составляет одну седьмую ее часть.
Слайд 3
Несмотря на ограниченные права женщины в греческом обществе,
женские образы в искусстве также отражают идеал разносторонне развитой,
здоровой, цельной личности. Такова, например,
статуя богини Афродиты, известная под названием Венеры Милосской. Красоту лица богини составляют правильные прямые линии носа и подбородка, невысокий лоб, обрамленный короткими завитками волос с прямым пробором. Большие выпуклые глаза подчеркнуты округлой линией бровей.
Слайд 5
Пеплос
Самая древняя одежда, как её изображает скульптура, возникшая
еще под египетским влиянием, представляет собой весьма тяжелую драпировку,
которая скрывает человеческое тело. Это была грубая шерстяная ткань, которую, по сообщению греческого историка Геродота, кустарным способом выделывали дорийцы.
Гомер описывает одежду из этого материала, как «лохматый плащ», который еще нельзя было задрапировать в мягкие складки. Эта женская дорическая одежда, вероятно, самый древний тип греческого платья. Изготовлялась она из шерсти и называлась пеплос (peplos), который был весьма тяжел.
Слайд 6
Отличительной особенностью женского хитона раннего времени (хитона дорического)
является отворот его верхнего края, так называемый диплоидий. Он
играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Длина отворота могла быть различной: до груди, бедер, коленей. В зависимости от соотношения длины диплоидия и других частей хитона создавались определенные пропорции фигуры.
Слайд 7
Кора Эвтидика. Около 480 г. до н. э.
Музей на Акрополе, Афины
Слайд 8
«Меланхолическая» Афина. Рельеф, около 460 г. до н.
э. Музей на Акрополе, Афины. В качестве эмблемы её
власти на голове у богини шлем. Она одета в подхваченную поясом пеплу, которая ниспадает симметричными складками до щиколотки.
Слайд 9
Афина. Деталь метопы из храма Зевса а
Олимпии. Перед 460 г. до н.э.
Слайд 10
Богиня победы (Ника), надевающая сандалию. Деталь балюстрады храма
богини Ники в Афинском Акрополе. Конец V века до
н.э.
Слайд 11
Женщина наливает вино старцу. Роспись на дне килика
V век до н.э. Лувр, Париж. Оба одеты в
хитоны, ниспадающие складками; коме того, на старце - гиматион, а на женщине - хламис.
Слайд 12
Стоящая муза. Рельеф. Мантинея. Национальный музей, Афины. Поверх
длинного хитона наброшен широкий, собранный в складки гиматион.
Слайд 13
Кариатида из храма Эрехтейон на Афинском Акрополе.
Около
420 г. до н. э. Девичья фигура облачена в
типичную греческую женскую одежду — пеплу, без рукавов, сильно присборенную и касающуюся земли, которая прихвачена поясом.
Слайд 14
Афина, V в. до н.э.
В качестве эмблемы
её власти на голове у богини шлем. Она одета
в подхваченную поясом пеплу.
Деметра, V в. до н.э.
Богиня одета в подпоясанную пеплу, которая скреплена на плечах фибулами, и ниспадает к земле тяжёлыми складками
Слайд 15
Женщина с веером. IV в. до н.э.
Женщина
одета в длинный хитон, поверх которого наброшен мягко присборенный
гиматион; на голове у неё шляпа (т.н. пилос); в руке - веер в виде сердца.
Слайд 16
Женские прически:
1 – с узлом ; 2 –
прическа в форме дыни
3 – с платком; 4 –
с чепчиком.
Слайд 17
Орфей у фракийцев. Античная посуда из Гелы, V
век до н. э.
Государственный музей, Берлин. На вооруженных
фракийцах шлемы и хламиды. Орфей с длинными волосами и венком на голове одет в гиматион.
Слайд 18
Пелей борется с Фетидой. Фрагмент росписи килика
«мастера Пейтина»,
V век до н.э.
Государственный музей, Берлин.
Художник, вероятно, несколько стилизировал одежды обеих фигур, они изображены слишком богато, складки симметричны, почти орнаментальны. На Пелее короткий мужской хитон, Фетида одета в широкий гиматион.
Слайд 19
Орфей у фракийцев. V в. до н.э.
На
вооружённых фракийцах шлемы и хламиды. Орфей с длинными волосами
и венком на голове одет в гиматион.
Голова Аполлона. V в. до н.э.
У бога типичная для того времени причёска - волосы стянуты узким ремешком, спереди равномерно завиты
Слайд 20
Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и
гиматия. В соответствии с нашими представлениями хитон был нижней
одеждой. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища и скрепленной на плечах двумя пряжками — фибулами.
Слайд 22
Всадник с конем из торжественного панафенайского сопровождения.
Деталь западного фриза Парфенона на Афинском Акрополе. Около 440
г. до н. э. Юноша одет в короткий хитон до колен, который дополняет хламис, скрепленный спереди под горлом застежкой, перекинутый назад и ниспадающий складками вниз по спине, один конец которого переброшен у юноши через руку.
Слайд 23
Организованность или устройство одежды диктовались, с одной стороны,
материалом, с другой, модой той эпохи. Пропорциональность одежды выражалась
в её гармоничности и уравновешенности. Все следовали девизу, сформулированному когда-то в Греции, - «все в меру». И никогда здесь не было модной эксцентричности, которая нарушила бы пропорции и гармонию одежды.
Вывод:
В античной культуре тело человека впервые стало рассматриваться как зеркало, отражающее единство и совершенство мира