Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по искусству Архитектура Древней Руси

Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ - с IX до XVII вв. В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится
Презентация на тему: «Архитектура Древней Руси»Алексеева Е.С. Учитель изобразительного искусства ГБОУ Школа №1357 «На Братиславской» Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени Деревянная церковная архитектураЦерковь Святого пророка Ильи На Руси с глубокой древности возводились Основным материалом для строительства, в преимущественном 507 большинстве, были бревна (осляди или Храмы Киевской Руси строились по образцу византийских крестовокупольных храмов. Ку́пол — пространственная Построили приехавшие из Византии Киевский собор св. Софии, Премудрости Божией, выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главный храм Дмитриевский собор - дворцовая церковь, построенная в 1194-1197 годах. На его наружных Характерным для Новгорода было строительство большого количества каменных приходских церквей, небольших, разбросанных Спасибо за внимание!!!
Слайды презентации

Слайд 2 Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства,

Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со

который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался

вплоть до петровских реформ - с IX до XVII вв. В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков. В конце 1-го тысячелетия н.э. на просторах Восточно-Европейской равнины сложилось древнерусское государство, объединившее многочисленные восточнославянские племена и некоторые соседние с ними угро-финские племена. Древнерусское государство было раннефеодальным. На больших водных путях Восточной Европы в X—XI вв. возникли многочисленные древнерусские города. Древнерусская культура развивалась на основе многовековых традиций восточного славянства. В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево.

Слайд 3 Деревянная церковная архитектура
Церковь Святого пророка Ильи
На Руси

Деревянная церковная архитектураЦерковь Святого пророка Ильи На Руси с глубокой древности

с глубокой древности возводились и деревянные храмы. Благодаря доступности

материала, деревянные храмы строились повсеместно. Строительство каменных храмов требовало особых условий, огромных финансовых ресурсов, привлечения опытных мастеров каменного дела. Вместе с тем, потребность в храмах была огромной, и деревянное храмостроительство. Архитектурные формы и технические решения деревянных храмов отличались такой законченностью и совершенством, что это вскоре стало оказывать значительное влияние на каменное зодчество. Древнейшие летописные источники упоминают о том, что задолго до Крещения Руси в ней уже строили деревянные храмы. В договоре князя Игоря с греками упоминается о церкви св. пророка Ильи (945). В том же источнике упоминаются еще две церкви: «божница свт. Николая» на Аскольдовой могиле и церковь «св. Орины». Обе они были деревянными, так как упоминаются как «срубленные» и говорится, что все они сгорели.

Слайд 4 Основным материалом для строительства, в преимущественном 507 большинстве,

Основным материалом для строительства, в преимущественном 507 большинстве, были бревна (осляди

были бревна (осляди или слаги), длиною от 8 до

18 м и диаметром около полуметра и более. Из бревен тесали брусья (бревно отесанное на четыре канта). Для устройства полов применялись бревна, расколотые на две части (пластины). Из бревен с помощью клиньев (расколотых в длину) получали доски (тес). Для устройства кровельного покрытия использовали изготовленный из осинового теса лемех (гонт).При строительстве традиционно использовали два способа крепления бревен: «в обло» — при помощи вырубания в концах бревен соответствующих углублений, и «в лапу» («в шаг») — этом случае выпускных концов нет, а сами концы вырубались так, что схватывались друг с другом зубцами, или «лапами». Ряды собранных венцов назывались срубами, или стопами.Крыши храмов и шатры покрывались тесом, а главы лемехом. Подгонялись они с большой точностью и только в верхней части крепились к основе особыми деревянными «костылями». Во всем храме от основания до креста не применялись металлические детали. Связанно это, в первую очередь, не с нехваткой металлических деталей, а с умением мастеров обходиться без них.Для строительства храмов широко использовались те породы древесины, которые в изобилии произрастали на данной территории; на севере чаще строили из дуба, сосны, ели, лиственницы, на юге — из дуба и граба. Для изготовления лемеха применяли осину.

Особенности деревянного храмостроительства


Слайд 5 Храмы Киевской Руси строились по образцу византийских крестовокупольных

Храмы Киевской Руси строились по образцу византийских крестовокупольных храмов. Ку́пол —

храмов.
Ку́пол — пространственная несущая конструкция покрытия[источник не указан

45 дней] , по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.).
Бараба́н — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды.
Закомара- полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне закрываемого свода.
Хоры- верхняя (на втором ярусе) открытая галерея, балкон внутри церкви или зала.
Апсида — (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos - свод) выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Столп или столб — распространённый архитектурный элемент вертикальной формы; несущая часть опорной конструкции зданий и сооружений; наименование башни, вертикально вытянутого здания
Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Слайд 6 Построили приехавшие из Византии "мастера от

Построили приехавшие из Византии

грек". Об этом событии подробно, на редкость для древнерусского

летописания, сообщает "Повесть временных лет. После пожара 1017 г. эта церковь, по-видимому, была значительно перестроена. Десятинная церковь не сохранилась до наших дней. Ее первоначальное название - церковь Успения Богородицы, Десятинной же ее называли потому, что Владимир I дал десятую часть от доходов княжеской казны на ее содержание. В 1240 г. здание было полностью разрушено. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян как сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам, так и богатством и красочностью отделки.

Первый известный каменный храм Древней Руси - Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.)

По остаткам древнего сооружения можно заключить, что это был монументальный шестистолпный храм, окруженный галереями - "гульбищами" (позднейший отзвук античных колоннад). По свидетельству письменных источников, храм имел двадцать пять глав. Сохранились некоторые декоративные детали Десятинной церкви: обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных (сланцевых) орнаментальных барельефов, части мраморных мозаичных полов, деталь профилированного столба, фрагменты фресок и мозаик.Основное крестово-купольное здание церкви было разделено столбами на три продольных нефа и с восточной стороны завершалось тремя алтарными полукружиями — апсидами. С трех сторон, кроме восточной, здание было окружено галереей, в западной части которой располагались крещальня и лестничная башня для подъема на второй ярус — хоры.Удалось установить систему кирпичной кладки здания — "со скрытыми рядами кирпичей".


Слайд 7 Киевский собор св. Софии, Премудрости Божией, выдающийся памятник

Киевский собор св. Софии, Премудрости Божией, выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главный

древнерусской архитектуры, главный храм киевских митрополитов. Собор, выстроенный преимущественно

из плинфы, большой (37 Х 55 м) пятинефный с 5 апсидами 13-главый крестово-купольный храм, со ступенчатым построением основных сводов. Окружен с 3 сторон двухъярусными галереями. В галереи с запада встроены 2 башни, лестницы которых ведут на просторные хоры.
Киевский Софийский собор был построен великим князем Ярославом Мудрым. Точное время его строительства неизвестно. Софийский храм, упоминаемый германским хронистом Титмаром Мерзебургским под 1018 г., скорее всего был деревянной постройкой, которая сгорела во время междоусобной войны Святополка Окаянного с Ярославом. Высказывалось предположение, что первый Софийский храм в Киеве был возведен еще во времена св. Ольги, но четких подтверждений этой версии не существует. Софийский собор первоначально представлял собой грандиозное 13-купольное сооружение (в XVII в. были добавлены еще 6 глав). Крестово-купольный храм имеет 5 нефов и окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей. С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на которые можно попасть через две лестничные башни, примыкаюшие к западному фасаду. На стенах Софии Киевской сохранилось множество граффити - настенных надписей. Древнейшая из датированных граффити относится к 1052 г. - к этому времени в храме были завершены отделочные работы: он был богато украшен мозаиками и фресками, созданными греческими мастерами и их русскими учениками. Несмотря на значительные утраты, часть этого убранства сохранилась до наших дней. По своим размерам и богатству убранства Софийский собор не имел себе равных не только в Киевской Руси, но и во всей Европе того времени.

Киевский собор св. Софии, Премудрости Божией

София Киевская в XI в. Реконструкция.


Слайд 8 Дмитриевский собор - дворцовая церковь, построенная в 1194-1197

Дмитриевский собор - дворцовая церковь, построенная в 1194-1197 годах. На его

годах. На его наружных стенах впервые появляется большое количество

горельефов, занимающую верхнюю половину прясел.

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

В 1158-1164 годах при князе Юрии Долгоруком вокруг Владимира начинается возведение крепостных стен, особенно выделялись каменные проездные башни - Серебряные и Золотые ворота.

Успенский собор. Владимир.

Церковь Покрова на Нерли. Владимир.

Дмитриевский собор. Владимир.

Успения Богоматери. Собор представлял собой одноглавый шестистолпный храм с примыкающими к нему с трех сторон притворами.

Церковь Покрова на Нерли. Храм стоит на искусственном холме высотой 4 метра, некогда облицованном и обложенном белокаменными плитами. Высота его стен, равная длине, дополнялась легкой главой, поставленный на четырехгранный пьедестал.


Слайд 9 Характерным для Новгорода было строительство большого количества каменных

Характерным для Новгорода было строительство большого количества каменных приходских церквей, небольших,

приходских церквей, небольших, разбросанных по посаду. Существенной особенностью храмов

Новгорода была техника кладки из грубо отесанного волховского плитняка, с добавлением валунов и частично кирпича на растворе извести с песком. Выдающимися сооружениями Новгорода были церковь Федора Стратилата 1361 года и Спасопреображенский собор 1374 года.
В XV веке строительство каменных зданий развернулось с небывалым размахом. Поверхности стен псковских храмов будто вылеплены от руки, у них небольшое количество архитектурных деталей - валиков, арок на апсидах, прямоугольных бровок.
После монголо-татарского нашествия каменное зодчество замирает.

Архитектура Пскова и Новгорода.

Собор Василия Великого. Псков.


  • Имя файла: prezentatsiya-po-iskusstvu-arhitektura-drevney-rusi.pptx
  • Количество просмотров: 185
  • Количество скачиваний: 1