Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по ИЗО и искусству История деда Мороза

Содержание

Морок, Морозко, Карачун, Трескун, Студенец… Позвизд — божество, покровитель бурь и непогоды в плаще из ветра, ронявшем хлопья снега. Или Зимник — беловолосый старик с железной булавой в руках. Где пройдет — стужу за собой оставит,
www.culture.ru/materials/150972/biografiya-deda-morozaО ком пойдет речь?Казакевич И.И. Воронеж 2016 Морок, Морозко, Карачун, Трескун, Студенец… Позвизд — божество, покровитель бурь и непогоды Морок — славянский бог лжи и обмана, а еще повелитель лютого холода. 	Нависал туманом Среди предков старца есть и вполне реальный человек - архиепископ Николай, живший В восточнославянской низшей мифологии МОРОЗ — старичок низенького роста, с длинной седой Трескунец и Студенец — новые имена для духа зимы и первые попытки Загадочный дед стал со временем излюбленным героем народных сказок. Известный собиратель русского фольклора Казакевич И.И. Воронеж 2016 Борис Кустодиев. Иллюстрация к поэме Николая Некрасова «Мороз, Красный нос». 1921Сказания, предания, Не только зимой управлять, но и наставлять призван дедушка. Попали через колодец Народные обычаи, суеверия и заклинания… но от добра и следа не осталось. Чем больше зимой снега, тем больше шансов на плодородный год. Аграрная истина, что прошла проверку Константин Юон. Пляска свах. 1912. Частное собраниеКонстантин Трутовский. Колядки в Малороссии. 1864. Казакевич И.И. Воронеж 2016 Приглашали хозяина зимы на трапезу с просьбами «не убить ни льна, ни «ЗАВЕДУЮЩИЙ» ЁЛКОЙОставив в прошлом печальную часть некрасовской поэмы, на первый план вышел «Ты на ёлку бусы кинешь, Золотые нити. Ветки крепкие раздвинешь, Крикнешь: «Посмотрите!». Крикнешь ты, Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и Уже спустя десятилетие новогодний волшебник вновь вернулся на детские праздники. В 1937 году Дед Сейчас Дед Мороз живет в городе Великий Устюг, на востоке Вологодской области.Хоть
Слайды презентации

Слайд 2 Морок, Морозко, Карачун, Трескун, Студенец… Позвизд — божество,

Морок, Морозко, Карачун, Трескун, Студенец… Позвизд — божество, покровитель бурь и

покровитель бурь и непогоды в плаще из ветра, ронявшем

хлопья снега. Или Зимник — беловолосый старик с железной булавой в руках. Где пройдет — стужу за собой оставит, свиту приведет. Попутчики под стать хозяину — птицы-вьюжницы, медведи-шатуны, волки-метели, да души замерзших до смерти. Длинными зимними вечерами предки наши придумали имен «прародителю» Деда Мороза множество. Главное — суровый нрав.

КАК НИ ЗОВИ МОРОЗ — САМ ЯВИТСЯ

Казакевич И.И. Воронеж 2016


Слайд 3 Морок — славянский бог лжи и обмана, а еще повелитель

Морок — славянский бог лжи и обмана, а еще повелитель лютого холода. 	Нависал

лютого холода. Нависал туманом над снегом, насылал стужу.
По

одной из версий, по имени древнеславянского духа и назван впоследствии Мороз.
Растрепанный старик, превращающий людей в ледяное изваяние. Встретишься с таким и невольно «упадешь в обморок».

БИОГРАФИЯ ДЕДА МОРОЗА

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Казакевич И.И. Воронеж 2016


Слайд 4 Среди предков старца есть и вполне реальный человек

Среди предков старца есть и вполне реальный человек - архиепископ Николай,

- архиепископ Николай, живший в IV веке в турецком

городе Мира. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря Св. Николай стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.

Казакевич И.И. Воронеж 2016


Слайд 5 В восточнославянской низшей мифологии МОРОЗ — старичок низенького

В восточнославянской низшей мифологии МОРОЗ — старичок низенького роста, с длинной

роста, с длинной седой бородой, бегающий по полям и

стуком вызывающий трескучие морозы; от удара МОРОЗА по углу избы трескается бревно. Древний Дед Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец (кстати, именно такой переход описан в некоторых народных русских сказках, ежели помните).

Казакевич И.И. Воронеж 2016


Слайд 6 Трескунец и Студенец — новые имена для духа

Трескунец и Студенец — новые имена для духа зимы и первые

зимы и первые попытки задобрить сурового хозяина холода, а

заодно и образ неопрятный подправить. На посох предания поместили голову быка — символ плодородия.

Казакевич И.И. Воронеж 2016


Слайд 7 Загадочный дед стал со временем излюбленным героем народных сказок.

Загадочный дед стал со временем излюбленным героем народных сказок. Известный собиратель русского

Известный собиратель русского фольклора Александр Афанасьев включил в свой

сборник сразу две истории — Новгородской и Курской губернии. Всего же исследователи насчитали до 40 русских вариантов сказки о Морозко. 

Казакевич И.И. Воронеж 2016


Слайд 8 Казакевич И.И. Воронеж 2016

Казакевич И.И. Воронеж 2016

Слайд 9 Борис Кустодиев. Иллюстрация к поэме Николая Некрасова «Мороз,

Борис Кустодиев. Иллюстрация к поэме Николая Некрасова «Мороз, Красный нос». 1921Сказания,

Красный нос». 1921
Сказания, предания, поговорки поэты и писатели вплетали

в свои произведения. Суровый дед добрел век от века, и вот уже не Трескун и Карачун, а благородный Мороз Иванович.
Так уважительно прозвал главного героя своей сказки Владимир Одоевский.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ

Казакевич И.И. Воронеж 2016


Слайд 10 Не только зимой управлять, но и наставлять призван

Не только зимой управлять, но и наставлять призван дедушка. Попали через

дедушка. Попали через колодец в ледяную страну Рукодельница и

Ленивица. Поработать смогли и подарки получить. Не просто к празднику, а по заслугам. 
«Нам даром, без труда ничего не дается, недаром исстари пословица ведется», — рассказывает автор.
С момента издания в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» минуло 175 лет, а истина — как новенькая, несмотря на налет веков.

Владимир Конашевич. Иллюстрация к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович». 1954

Казакевич И.И. Воронеж 2016


Слайд 11 Народные обычаи, суеверия и заклинания… но от добра

Народные обычаи, суеверия и заклинания… но от добра и следа не

и следа не осталось. Только правда жизни. История в

стихах, рассказанная Николаем Некрасовым.
Бедная вдовая крестьянка Дарья отправилась за хворостом в лес, где и встретился ей на беду Мороз, Красный нос. Хоть характер у Дарьи и боевой, а горе подкосило, и Мороз-воевода, как в старые языческие времена, оказался немилосерден… Отсюда и печальный финал. 
«А Дарья стояла и стыла в своем заколдованном сне».

Иллюстрация А. Пластова

Казакевич И.И. Воронеж 2016


Слайд 12 Чем больше зимой снега, тем больше шансов на плодородный год. Аграрная

Чем больше зимой снега, тем больше шансов на плодородный год. Аграрная истина, что прошла

истина, что прошла проверку тысячей урожаев. Снег — в

ведении хозяина зимы. Вот на Руси в Святки — в Чистый четверг, накануне Рождества, в Васильев вечер и проводили обряд «кликанья Мороза». В разных губерниях свой день выбирали.

ПРАКТИЧЕСКАЯ СТОРОНА

Константин Сомов. Ряженые. 1929

Казакевич И.И. Воронеж 2016


Слайд 13 Константин Юон. Пляска свах. 1912. Частное собрание
Константин Трутовский.

Константин Юон. Пляска свах. 1912. Частное собраниеКонстантин Трутовский. Колядки в Малороссии. 1864. Казакевич И.И. Воронеж 2016

Колядки в Малороссии. 1864. 
Казакевич И.И. Воронеж 2016


Слайд 14 Приглашали хозяина зимы на трапезу с просьбами «не

Приглашали хозяина зимы на трапезу с просьбами «не убить ни льна,

убить ни льна, ни конопли, ни овса», намекая таким

образом, что летом мороз никто не ждет. «А летом не ходи, огурцы не съедай. Росу не убивай и ребятишек не гоняй», — приговаривали в Псковской области, попутно угощая Мороза кутьей, блинами, овсяным киселем. Оставляли угощение на крыльце или окне, а в Московской губернии — зазывали Мороз в открытую печную трубу. В Рязани потчевали Мороз во время Колядок. При обходе дворов колядовщики требовали угощение и «чарочку»: «Не поднесешь чарочку — я преподнесу тебе палочку: я — Мороз — и помолочу твой овес». Такие угрозы сто лет назад находили живой отклик у хозяина дома. Провожали Мороз с почестями при встрече весны. В Новгородской губернии пекли 40 «орехов» из ржаной и овсяной муки, угощали Мороз с предложениями «убраться подобру-поздорову». Обычай перекликается с приметой — после 9 марта бывает 40 ночных заморозков.

Казакевич И.И. Воронеж 2016


Слайд 15 «ЗАВЕДУЮЩИЙ» ЁЛКОЙ
Оставив в прошлом печальную часть некрасовской поэмы,

«ЗАВЕДУЮЩИЙ» ЁЛКОЙОставив в прошлом печальную часть некрасовской поэмы, на первый план

на первый план вышел образ Мороза-воеводы — хозяина зимнего

леса и волшебника с царством ледяных алмазов, жемчуга и серебра. В праздничную рождественскую суету сначала пытались вписать «Старого Рупрехта» и «дедушку Николая». Деду Морозу всего чуть более ста лет. Рождественский обычай западных стран дополнил обрусевший образ: в шубе и валенках, с длинной белой бородой и посохом. Разлетелся по всей стране Дед Мороз с новогодними открытками.

Борис Кустодиев. Елочный торг. 1918.

Казакевич И.И. Воронеж 2016


Слайд 16 «Ты на ёлку бусы кинешь,
Золотые нити. 
Ветки крепкие

«Ты на ёлку бусы кинешь, Золотые нити. Ветки крепкие раздвинешь, Крикнешь: «Посмотрите!». Крикнешь

раздвинешь,
Крикнешь: «Посмотрите!». 
Крикнешь ты, поднимешь ветку, 
Тонкими руками… 
А уж там

смеется дедка 
С белыми усами», — писал Александр Блок 110 лет назад. Успел побывать сказочный волшебник и в опале — в разгар антирождественской кампании 1920-х годов был признан «продуктом антинародной деятельности капиталистов». «Вылитый сказочный «Дед Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез, 
Санки с ребенком годочков пяти. 
Советского тут ничего не найти!», — утверждал поэт Демьян Бедный.

Казакевич И.И. Воронеж 2016


Слайд 17 Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала

Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти

приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов,

когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка.
В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. Вместе с реабилитацией елки в конце 1935 года прекратились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах. 

http://www.liveinternet.ru/users/nataluhka/post303551977

Казакевич И.И. Воронеж 2016


Слайд 18 Уже спустя десятилетие новогодний волшебник вновь вернулся на детские праздники.

Уже спустя десятилетие новогодний волшебник вновь вернулся на детские праздники. В 1937 году

В 1937 году Дед Мороз со Снегурочкой — символом застывших вод

— были главными хозяевами праздника в Доме Союзов. Сегодня у хозяина веселого праздника множество адресов — от Москвы до Великого Устюга. Добрый Дед не только получает письма и приносит подарки за хорошее поведение, но и помогает справиться со злыми силами — на новогодних представлениях.
Современный Дед Мороз — волшебник многоликий, начиная от Санта Клауса, которого любят дети в Англии, Австралии и Америке, до японского Сегацу-сан и колумбийского Папы Паскуаля.
Не в любой точке мира от национального Деда Мороза ждут снега, но вот подарков — непременно.

Казакевич И.И. Воронеж 2016


  • Имя файла: prezentatsiya-po-izo-i-iskusstvu-istoriya-deda-moroza.pptx
  • Количество просмотров: 66
  • Количество скачиваний: 0