Слайд 2
« Плох тот народ, который не помнит,
не ценит и не любит своей истории» (В.М. Васнецов)
Цель:
развивать кругозор учащихся, их художественные и творческие способности и задатки,
воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа и устойчивый интерес к русской культуре,
формировать эстетические убеждения, вкусы учащихся.
Слайд 3
Словарная работа
Меценат – богатый покровитель наук и
искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.
Майолика –
1. собир. Керамические изделия, покрытые непрозрачной глазурью. 2. Искусство изготовления таких изделий.
Изразец – плитка из обожжённой глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель.
Клирос – в церкви: место для певчих на возвышении по обеим сторонам перед алтарём.
Слайд 4
Учитель: Сегодня мы впервые прикоснемся к удивительной, многогранной
культуре века, который позднее получил название «Серебряный». Мы попытаемся
увидеть его в единстве многообразия видов искусства. Единство искусства Серебряного века - в парадоксальном сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося (конец 19 - начало 20 вв.).
Речь сегодня пойдет о синтезе искусств – музыке, живописи, скульптуре, народном искусстве. И это очень важно, т.к. эти виды искусства подчас призваны дополнять друг друга: литература – мысль, живопись – образ, музыка – настроение, - по которым мы можем определить мысль и воссоздать образ.
Говорят, искусство – лучшее зеркало эпохи. Что не передаст документ и не воспроизведет историк, доносят до потомков художники, музыканты (эмоциональный тон эпохи, ее настроение).
В эпоху Серебряного века возникают художественные объединения, такие как «Мир искусства», Абрамцевский кружок, позже «Союз русских художников» и т.д. Одним из таких объединений был Абрамцевский кружок, получивший свое название от названия усадьбы. Что же эта за усадьба, где она располагалась?
Слайд 6
Мамонтовское Абрамцево
30 лет (1870 –
1900 гг.) усадьба принадлежала Савве Ивановичу Мамонтову. Мамонтов собрал
все художественные сливки общества у себя в Абрамцеве. В этот период в усадьбе бывали и работали многие художники и артисты, музыканты, скульпторы – Поленов, Васнецов, Серов, Репин, Нестеров, Врубель, Шаляпин, Ермолова. Художники, музыканты, собравшиеся в Абрамцеве, составили «Мамонтовский», или «Абрамцевский» кружок.
Слайд 7
Савва Иванович Мамонтов
(1841 – 1918) – потомственный купец, выросший в промышленника,
меценат, деятель в области русского искусства. Отец Саввы из 10 детей своим приемником выбрал Савву. Мамонтов – человек очень мощной энергетики. Он ярок и противоречив. Коммерческий ум и талант – с одной стороны. С другой – музыкальные и художественные способности, незаурядный вкус, остроумие, благородство. Он притягивал к себе талантливых людей, а природная магия Абрамцево ему в этом помогала.
Слайд 8
Чтобы талантливые живописцы, музыканты не заботились о быте,
Мамонтов построил здесь «Культурный поселок», состоявший из деревянных домов
– мастерских.
Кроме хозяина, стержнем дома Саввы Ивановича, душой Абрамцева, была хозяйка, его жена – Елизавета Григорьевна Мамонтова. А цветами - их дети – Сережа, Андрей, Верушка, Всеволод и Александр. У Мамонтова было 5 детей. И здесь Савва Иванович гениален – первые буквы имен детей составляют его имя.
Жизнь в Абрамцево била ключом. С утра художники работали. За обедом кипели разговоры обо всем на свете. Вечером – музицирование, спектакли, поставленные силами хозяев и гостей.
Слайд 9
Васнецов Виктор и Васнецов Апполинарий
По признанию всех, попадавших
в Абрамцево, невозможно было здесь не лепить, не рисовать,
не сочинять. Доказательством этому является творчество братьев Васнецовых.
В 1881 году братья Васнецовы впервые приехали в Абрамцево. Виктор – старший брат – в Абрамцеве создал лучшие картины. Апполинарий, составляя позднее его библиографию, писал: «Итак, в Абрамцеве Виктор Михайлович за время 1881 – 1885 годов прожил пять летних сезонов. За этот период времени написаны «Поле битвы», «Аленушка», эскизы декораций и костюмов к «Снегурочке», рисунки церкви и образа для нее… начаты «Богатыри».
Апполинарий тоже стал художником, как его старший брат. Его излюбленная тема – русская старина, древняя Москва. Младший Васнецов любил Абрамцево, но не участвовал в летних абрамцевских развлечениях кружка. Он чувствовал себя среди всех остальных младшим или просто был более застенчив, во всяком случае, он остался наблюдателем веселых затей и домашних спектаклей, слушателем в чтениях.
Слайд 10
Михаил Врубель
Есть такое выражение «врубелевские
глаза». «Царевна-Лебедь» – один из наиболее поэтичных женских образов
в искусстве Врубеля. В ней воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству. Всему хорошему в своей жизни Врубель обязан Савве Мамонтову. Мамонтов его вытащил из нищей и безденежной жизни в Киеве. В Абрамцеве Врубель обрёл понимание и душевный покой, получил возможность спокойно работать. В кабинете Мамонтова художник пишет «Демона».
Слайд 11
Поленов Василий
Поленовы брат и сестра – Василий
и Елена. Поленовы и Абрамцево – неразделимы. Василий был
здесь знаковой фигурой. Он старший из членов абрамцевского художественного кружка. В Абрамцеве он жил, писал, сочинял музыку. Здесь он встретил свою первую любовь. В Абрамцеве у художника проходила усталость, появлялось хорошее расположение духа, работоспособность, и один за другим писались пейзажи:«Березовая аллея», «Река Воря», «Верхний пруд в Абрамцеве».
Слайд 12
Церковь Спаса Нерукотворного
Василий Поленов – главный архитектор, художник,
строитель церкви Спаса Нерукотворного. Поленов сделал первый рисунок проекта
церкви, когда её решили строить в Абрамцеве. Идея соорудить, была Елизаветы Мамонтовой (жены Саввы Мамонтова), человека глубоко религиозного. Было получено разрешение на строительство от патриарха.
Во время строительства церкви Поленов превращался и в каменщика – вместе с Васнецовым и Мамонтовым он высекал арки на тройные окна, делал проекты и шаблон купола; и занимался интерьером – он сочинил рисунок решеток, сделал эскиз иконостаса, подсвечников др. Это уже были не просто строители, не просто хозяева, не просто художники, а абрамцевская малая художественная семья. Строительство церкви велось на волне художественного порыва творчества.
Слайд 13
Елена Поленова(1850 – 1898)
Елена Поленова одна из первых русских художниц – иллюстраторов,
график, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства. Серьезно занималась изучением и иллюстрированием русских народных сказок. Некоторые её идеи оформления и подхода к книге впоследствии были развиты художниками объединения «Мир искусства», а такие мастера, как И.Билибин, С.Малютин, Д. Митрохин, считали себя её учениками и последователями». Здесь в Абрамцеве она всё больше увлекалась русским народным искусством, и вместе с Елизаветой Мамонтовой начала создавать в Абрамцеве музей народного искусства, собирая по деревням предметы крестьянского быта, образцы ткачества, вышивки, зарисовывая орнаменты. Чтобы пополнить коллекцию, они даже ездили в специальные экспедиции за редкими старинными экземплярами по Ярославской, Владимирской и Ростовской губерниям. Помимо этого, Елена Поленова вместе с Мамонтовой, создала ремесленную школу и столярную мастерскую с бесплатным трехгодичным циклом обучения.
Слайд 14
Стасов писал о ней: «Какой талант!! Какой необыкновенный,
какой оригинальный талант, какая необычайная способность к русскому
стилю, никем у нас не поощряемому и даже скорее всего презираемому и затаптываемому в грязь!! И это всё делает кто – женщина, у которой нашлось вдруг и необычайное знание, и необычайная творческая фантазия, и необычайная любовь, даже страсть к нашему национальному складу, формам,
краскам… всё это делает женщина!!!!!».
Слайд 15
Абрамцево-кудринская резьба
В 1884 г. в
имении Абрамцево при школе грамотности, основанной женой Саввы Мамонтова,
была организована столярная мастерская для крестьянских детей из соседних деревень, которую возглавила Елена Поленова. Обучение в мастерской продолжалось 3 года, оно было бесплатным, после окончания выпускники получали в подарок верстак и набор инструментов и становились надомниками. Среди выпускников был и будущий основатель абрамцево-кудринского промысла Василий Петрович Ворносков. Пройдя курс обучения, молодой мастер открыл свою мастерскую в деревне Кудрино. Так возникла абрамцево-кудринская резьба. Художественные бытовые деревянные изделия с плоско-рельефной резьбой (ковшы, декоративные блюда, тарелки для хлеба). В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы.
Слайд 16
Абрамцевская гончарная мастерская
Широко известна деятельность абрамцевской гончарной мастерской,
организованной Саввой Мамонтовым. В ней работали обученные гончарному делу
юноши, выполнявшие в основном печные изразцы и художественные изделия по эскизам членов абрамцевского кружка. Савва Иванович увлечется майоликой так серьезно, что поставит работу своей гончарной мастерской на промышленный уровень – превратит ее в небольшой гончарный завод и перевезет его в Москву. Этот небольшой завод Мамонтов назовет Абрамцевым.
Слайд 17
Практическая работа
Класс разбит на 5 мастерских (1- мастерская
художников; 2 – гончарная мастерская; 3 – мастерская по
изготовлению скульптур; 4 – мастерская декораторов; 5 – мастерская по художественной резьбе).
Ученики каждой мастерской выполняют задания (проекты) по своему направлению и в конце занятия защищают творческие проекты.
Слайд 18
мастерская декораторов
гончарная мастерская
мастерская по
изготовлению скульптур
Работа в творческих мастерских
Слайд 19
Учитель:
Наглядно видна магическая сила искусства, которая за
короткое время смогла сотворить волшебство, заставить нас почувствовать, переживать,
мыслить вместе о множестве различных образов и красок, которыми была наполнена наша встреча в творческой мастерской.
Спасибо за работу, за то, что вы не постеснялись раскрепоститься, дали возможность проявиться вашим ощущениям, настроению.