Слайд 2
К 1910-м годам начался кризис символизма как литературного
направления. Должно было появиться некое новое направление, иначе ставящее
вопрос о соотношении поэзии и действительности. Именно таким и стал акмеизм. Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет.
Слайд 3
Акмеизм (от слова acmh
(“акме”) высшая степень чего-
либо,
цвет, цветущая пора)
Слайд 4
“Цех поэтов”
В 1911 году в среде
поэтов, стремившихся создать новое направление в литературе, возникает кружок
“Цех поэтов,”
во главе которого становятся Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Членами “Цеха” были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк,
З. Гиппиус, М. Зенкевич,
Георгий Иванов,
О. Мандельштам
Слайд 5
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
О создании же литературного направления под
названием «акмеизм»
было официально заявлено 11 февраля 1912 года
на заседании «Академии стиха», а в № 1 журнала «Аполлон» за 1913 год появились статьи Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и
Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», которые считались манифестами новой школы
Слайд 6
Основные принципы акмеизма
— освобождение поэзии от символистских призывов
к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре»
Слайд 7
Жанрово-композиционные и стилистические особенности
Основное внимание акмеистов было сосредоточено на поэзии. Конечно, была
у них и проза, но именно стихи сложили это направление. Как правило, это были небольшие по объему произведения, иногда в жанре сонета, элегии. Самым главным критерием стало внимание к слову, к красоте звучащего стиха
Слайд 8
Н.Гумилёв( 1886-1921)
В поэзии Н. Гумилева акмеизм
реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам
и сюжетам
Слайд 9
ЖИРАФ
Сегодня, я вижу, особенно грустен
твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко,
на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ахматова (1889-1966) лишена тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой
образности.
Своеобразие творческой манеры Ахматовой
как поэта акмеистического направления
составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира
Ахматова отображает целый душевный строй, изящно обрисовывает детали
Слайд 11
Подушка уже горяча
С
обеих сторон.
Вот и вторая свеча
Гаснет, и крик ворон
Становится всё
слышней.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне…
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
-Здравствуй!
(1909)
Слайд 12
Так беспомощно грудь
холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку
с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "С мною умри!".
Здешний мир
О. Мандельштама (1891-1938) был отмечен ощущением смертной
хрупкости перед безликой вечностью. Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма.
Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»:
человек окружался не безличными предметами,
а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст.
Слайд 14
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список
кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что
над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
.
Слайд 15
Адамизм- это ещё одно название
акмеизма, подразумевающее «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
(С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут)
.
Просторен мир и многозвучен,
И многоцветен радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобетателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы –
Вот первый подвиг. Подвиг новый-
Живой земле воспеть хвалы.
С. Городецкий