Слайд 2
Влади́мир Все́володович Монома́х (1053-1125) — князь, государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын
князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по прозванию рода матери, которая предположительно
была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. Постоянно возглавлял отцовскую дружину, осуществлял далёкие походы, воевал против половцев.
Слайд 3
Новгородская школа
Новгородская София была проще, лаконичнее и строже
своего оригинала как по своим внешним формам, так и
по внутреннему убранству. Это был пятикупольный, пятинефный храм с широкой галереей и лишь одной лестничной башней. Для него характерны некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двухскатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане, отсутствие пышного скульптурного убранства стен. Частично это объясняется связями Новгорода с Западной Европой и влиянием романской архитектуры, частично творчеством местных мастеров. Собор назывался Софийским, как и главный храм в Киеве. В названии и монументализме этого сооружения подтверждалось, с одной стороны, единство земли Русской, с другой – подчеркивалось растущее могущество и самостоятельность Новгородской земли.
Слайд 4
Софийский собор послужил образцом для новгородских построек начала
XII в. Из монументальных сооружений этого времени следует отметить
шестистопную церковь Благовещения в Городище, княжеской пригородной резиденции, Никольский пятиглавый собор, воздвигнутый на торговой площади города, трехглавые соборы Антониева и Юрьева монастырей.
Новгород. Софийский собор. Общий вид с юга
Слайд 5
Известно, что Георгиевский собор Юрьева монастыря, самое замечательное
творение новгородцев, строил мастер Петр. Совершенство пропорций, уравновешенность ассиметричного
трехглавия, органическое слияние объемов башни и храма, общая четкость и ясность образа делают этот собор наиболее выдающимся памятником архитектуры той поры. Все эти сооружения еще близки к киевским. Но вместе с тем, в них проявились некоторые особенности (лаконичность и строгость внешнего мира, скромность убранства, строительная техника), свидетельствующие о начале сложения новгородской архитектурной школы.
Слайд 6
Новый блестящий подъем древнерусского зодчества, золотой век монументальной
русской архитектуры, начинается в XII веке во Владимиро-Суздальском княжестве.
Этот подъем связан с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, бывшего до того второстепенным уделом Киевского государства и превращением его в новый центр объединения Руси.
Слайд 7
В основе архитектурного творчества этого периода лежала идея
объединении Руси под властью Владимиро-Суздальского князя. Архитектура теперь призвана
была создать ореол силы и могущества великокняжеской власти. Разворачивается широкомасштабное строительство.
Помимо старых городов- Ростова,
Суздаля, Ярославля, выдвигаются
новые: Переславль-Залесский,
Юрьев-Польский, Дмитров, Москва
и особенно Владимир. Здесь создаются
выдающиеся памятники искусства.
Слайд 8
При Андрее Боголюбском (1157-1174), владимиро-суздальская архитектура достигла наибольшего
расцвета. Высокое совершенство архитектурных форм, развитое чувство ансамбля, оригинальность
каменных резных украшений, при общей простоте и сдержанности внешнего убранства, характеризуют архитектуру этого времени. Киевская техника кладки из плинфы здесь сменяется кладкой из белого тесаного камня на известковом растворе.
Боголюбово. Церковь Покрова
Пресвятой Богородицы на Нерли, 1165г.
Слайд 9
Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада
(кроме восточного), наверху, в поле закомары, находится рельефная фигура
библейского царя Давида, играющего на лире. Его слушают львы, птицы и грифоны. Птица — древний символ человеческой души, а лев — символ Христа. По средневековым легендам, львица рождает детенышей мертвыми и оживляет их своим дыханием. Это воспринималось как прообраз Воскресения Христова. Верили, будто лев спит с открытыми глазами, подобно тому, как Бог не дремлет, оберегая человечество. Наконец, лев — царь зверей, а Христос — Царь Небесный.
Слайд 10
Последнее толкование соотносило льва с идеей княжеской власти,
ведь земные правители считались наместниками Бога на земле. Резные
львы внутри храма помещены на верхней части столбов, поддерживающих купол. Небесный свод утверждался на львах, как на власти утверждался порядок земного мира. Подо львами и птицами в кладку вставлены загадочные маски: лики с огромными очами и распущенными волосами. Некоторые ученые идентифицируют их с образом Богоматери до ее обручения с Иосифом. Однако, скорее всего, маски изображают ангелов, явившихся послушать Давида и прославить Богородицу.
Слайд 11
Столица княжества - Владимир - застраивается монументальными сооружениями,
из которых до нашего времени сохранились лишь расширенный Всеволодом
III, Успенский собор XII века и в измененном виде Золотые ворота XII века, входившие в систему укреплений города.
Слайд 12
Андрей Боголюбский задумывал свой храм не только как
главный собор владимирской епископии, но и как оплот новой,
независимой от Киева митрополии. По высоте Свято Успенский собор во Владимире равнялся Софии Киевской . сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта «червонным золотом», за что он получил наименование «Златоверхого».
Слайд 13
Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский (предположительно 1111 -
1174 гг.) – князь Вышгородский, Дорогобужский, великий князь Владимирский;
сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии оно стало ядром современного Российского государства.
Слайд 14
Фрески алтарной апсиды Успенского собора. XVII век.
Слайд 15
Важнейшую роль в художественном оформлении владимирских храмов играла
резьба по камню. Резчики проявляли подлинное мастерство, черпая вдохновение
в народных традициях декоративно-прикладного искусства. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и обилием украшений выделяется
Дмитриевский собор
1194-1197гг.
Слайд 16
Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от
аркатурно-колончатого пояса до самого купола – главная примечательность собора.
Стены украшают около 600 рельефов. Фигуры Христа, пророков и апостолов, мучеников и святых воинов сочетаются с изображениями зверей, львиными масками и цветущими деревьями.