Слайд 2
О далеком времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее
всего говорят произведения архитектуры. Когда в огне бесчисленных войн
и пожаров безжалостно погибали деревянные постройки, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и величественные храмы. Чаще всего храм был единственным общественным зданием, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости. Возведение храмов на городских площадях, добыча и транспортировка камня, возведение строительных лесов становилось важным явлением в жизни средневекового города.
Одним из самых распространенных сооружений X – XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю.
Византийская базилика. 10 век.
Слайд 4
Романский стиль
архитектуры
Романская архитектура может быть суровой и
грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью, и в
то же время – стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной.
Ее характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проемов.
Спокойно и уверенно поднимаются к небесам складные, крепкие, прочно стоящие на земле каменные храмы, созданные простыми объемами и формам.
Мариенкирхе Лаахе. Середина XII в. Германия. Вестверк.
Слайд 5
Бегство в Египет.
Страшный суд .
Собор Сен Лазар в Бургундии. 12 век
Важнейшей особенностью романского стиля стало появление скульптурного декора, в первую очередь рельефа. В создании и украшении такого храма участвовали не только зодчие, но и живописцы и скульпторы.
Слайд 6
Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и
Италия. Знаменитую «падающую башню» в Пизе знает каждый. Пизанский
собор (XI-XII вв.)- это пятинефная базилика. Стены облицованы белым и черным мрамором. Шесть ярусов аркад покрывают «падающую башню», получившую такое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4.5 м).
Слайд 8
Церковь Святого Михаила в Гальдесгейме. Германия. 11 век.
В
очертаниях храмов преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура
зданий внешне выглядит четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами. Основными типами романских построек являются храмы и феодальные замки.
Романский собор в Вормсе. Франция.
Слайд 10
В замке феодала
Замок Вартбург. Тюрингия. 12 век
Архитектурный облик
Средневековья трудно представить без феодального замка, являющегося частью средневековой
жизни. Замок – это не только жилище феодала, но и центр культуры. Здесь проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры. Из многочисленных замков Западной Европы до нас дошли лишь единицы. Многие из них время превратило в руины, но и в них легко можно угадать черты суровых и надежных крепостей.
Шато Гайар.Развалины замка. Франция.
Слайд 11
Замок состоял из башни – донжона, в верхних
этажах которой жил феодал. В нижних размещались склады провианта,
воды, конюшни, содержался скот. Если враги проникали через окружающие замок ров, наполненный водой, каменные валы и укрепленные ворота, то жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вели подземные ходы. Из-за толщины стен окна походили на амбразуры, используемые в военных целях.
Слайд 12
Для строительства замка выбирались труднодоступные места скалистые кручи,
излучины рек, небольшие островки.
Слайд 13
В погоне за стихом, ускользающим словом,
Я к замкам
уходить люблю средневековым,
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы
острый взлет их черно-сизых крыш
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывают мне…
И погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья
Теофиль Готье.
Слайд 15
Секреты готического мастера
Термин «готический стиль» возник в эпоху
Возрождения. Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья
становятся величественные готические соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города.
Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль, он горделиво возвышался над городом.
Собор в Кельне. Германия. XIII-XIV вв.
Слайд 16
В основе готического собора – несколько упрощенная в
плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и
очертания. Для большей вместимости и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма.
В готической конструкции сочетались три главных элемента: свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы, система аркбутанов – связующих открытых полуарок, передающие распор свода на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие их устойчивость. Невидимая изнутри, эта система снимала нагрузку со стен, что давало возможность покрывать поверхность стен оконными проемами.
В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.
Слайд 17
Аркбутаны – связующие открытые полуарки, передающие распор свода
на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы
стен.
аркбутаны
контрфорсы
Слайд 18
Единственной массивной частью готического храма являлся главный фасад,
на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий
шпиль. Соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями). Окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны. Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами
Собор в Реймсе. XII – XIV вв. Франция.
Слайд 19
К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам
в Париже.
Вот как описал собор Парижской Богоматери в одноименном
романе В.Гюго:
«Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где предстают перед нами три стрельчатых портала. За ними – зубчатый карниз, громадное центральное окно-розетка… Высокая изящная аркада галереи, несущая на своих тонких колоннах тяжелую площадку и две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые один над другим в пять гигантских ярусов, безмятежно, в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные резные и чеканные детали, могучие и неотрывно сливающиеся со спокойным величием целого. Этот собор как огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека и народа
(Нотр-Дам де Пари. XII-XIV вв. Франция.)
XII – XIV вв. Париж. Франция.
Слайд 21
Собор в Келне характерное для немецкого зодчества произведение
готики. Это огромное здание с пятью нефами, трансептом и
двумя колоссальными башнями на западном фасаде, увенчанными остроконечными, ажурно проработанными шпилями. В нем особо ощутимы контрасты, достигаемые перепадом высот: средний неф в два раза выше боковых. Вертикальный ритм усиливается повторяющимися от ярусу к ярусу стрельчатыми арками.
Собор в Келне. Внешний вид и интерьер. XIII – XIV вв. Германия.
Слайд 22
Значительный вклад в развитие готической архитектуры внесли Италия,
Англия, Чехия и Австрия.
Собор Святого Вита XIV
в. Прага, Чехия.
Собор святого Вита в Чехии. Интерьер. XIV в. Прага.
Слайд 23
Готический собор. Германия. XIV – XV вв.
Слайд 24
Готическая церковь в Англии. Капелла Генриха VII. (XII-XV
вв.)
Слайд 25
Готический собор в Милане. Италия. XIV в.
Слайд 26
Собор в Шартре. XIV в. Франция.
Собор
Святой Анны. XV в. Вильнюс , Литва.
Слайд 27
Собор Богоматери в Ульме.
XIV в.
Германия.
Собор в Амьене. XIII в. Франция
Слайд 31
Собор Святого Стефана в Вене
(XIII-XV вв.)
Слайд 32
Вестминстерский дворец в Англии (XIII-XVI вв.)
Слайд 33
Дворец дожей в Венеции. XIV в.
Италия.
Слайд 34
Вопросы и задания
1.
Французские соборы в Реймсе (1) и Амьене (2) по праву
считаются шедеврами готического искусства. Рассмотрите
фасады этих соборов и отметьте характерные черты готики?
Рассмотрите оформление Дворца дожей в Венеции
Вестминстерского дворца в Англии, собора Святого Стефана
в Вене. Какие элементы готики использованы в оформлении
архитектурного облика этих сооружений?
2.
Слайд 35
Познакомьтесь с описаниями средневековых замков в произведениях Д.Байрона
(«Шильонский узник»), В.Скотта («Айвенго», «Квентин Дорвард») и Т.Готье
(«Капитан Фракасс»). Что вы могли бы рассказать о внешнем и внутреннем архитектурном облике средневековых замков на основе прочитанных произведений?
Подготовить сообщение: «Средневековые замки в произведениях зарубежной литературы»
Слайд 36
Тесты к уроку:
Что такое «донжон»:
А) перекидной мост замка; Б) укрепленная башня замка; В) зал для пира.
От какого слова происходит термин «романский»: А) римский; Б) Роман; В) Рим.
Какой знаменитый германский готический собор строился на протяжении шести лет: А) Ахенская капелла; Б) Кельнский собор; В) собор в Вормсе.
Какое новаторство в технике кладки сводов привело к появлению готики: А) стали использовать витражи; Б) арки заострились, своды получали ребра; В) стали использовать бетон.