Слайд 2
Родиной барокко считается Рим, а наиболее
яркие образцы архитектуры
этого
стиля были созданы в Италии, Испании,
Португалии, Южной Германии, Чехии,
Польше,
Литве, испанских и португальских
колониях в Латинской Америке. Во всех
этих странах католическая церковь имела
очень большое влияние и, таким образом,
барокко стал стилем, который она взяла на
вооружение.
Слайд 3
Началом нового стиля обычно считают строительство небольшой церкви
ордена
иезуитов — Иль Джезу в Риме, начатое в 1568
г. по проекту
Джакомо Виньолы. Процесс рождения нового стиля можно наблюдать на
выходящем на небольшую площадь главном фасаде, выполненном в 1575 г. По
проекту Джакомо делла Порта: колонны и пилястры сдвигаются друг к
другу, группируются попарно, разрывается антаблемент, поверхность
фасада перегружается сильными ритмическими элементами.
Слайд 4
Самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Лоренцо
Бернини, создавший грандиозный ансамбль Площади Святого Петра в Риме
и другие постройки, включая многочисленные скульптуры и фонтаны,
Слайд 5
И Франческо Борромини, по проектам которого были
построены церкви
Сан Карло алле Кватро Фонтане, церковь
Сант- Иво алла Сапиенца
в Риме и др.
Слайд 6
Во Франции, создан один из самых замечательных
Барочных дворцовых
ансамблей — Версаль (1668-
1689), ставший образцом для роскошных загородных
резиденций
европейских монархов, включая и русских.
Слайд 7
Здание Дворца, построенного по проекту архитекторов Луи Лево
и
Ардуэна Мансара, сочетает классическую ясность и строгость объемов с
барочной
организацией внутреннего пространства главной Зеркальной галереи,
рамки которого иллюзорно расширяются за счет зеркал и росписей. Обилие позолоты,
скульптуры и живописи в интерьерах в дальнейшем станет излюбленным приемом
архитектуры барокко . В плафонной живописи изображение небесного свода с
ангелочками и облаками в перспективе передано настолько точно, что трудно определить,
где проходит граница реального пространства, а где начинается иллюзия реальности.
Слайд 8
В XVIIIв барокко
приживается и в России.
Новые манеры царского
двора
и нового русского
дворянства, которые со
времен Петра I настойчиво
вводили в
обиход на Руси,
требовали и европейского
типа дворцов, где можно было
устраивать роскошные балы,
торжественные приемы,
давать богатые обеды. Сам
Петр I больше тяготел к
Протестантской
сдержанности архитектуры
Голландии, но его дочь,
Елизавета Петровна,
склонялась к формам пышного
итальянского барокко . В годы
ее правления (1741-1761) были
созданы лучшие образцы
русского барокко ,
отличавшегося от
итальянского мирской
жизнерадостностью и
отсутствием религиозного
мистицизма, а от немецкого
или австрийского —
подчеркнутой
масштабностью и
монументальным размахом
архитектурных ансамблей.
Слайд 9
Самым выдающимся
архитектором
русского барокко был Франческо
Бартоломео Растрелли. Только
он смог
построить для Елизаветы
такой дворец в Царском Селе,
который соответствовал бы
ее
запросам и вкусу. Сам фасад
дворца настолько сильно
ритмически расчленен мощными
«ударами» белых колонн,
выделяющихся на голубом фоне,
что ни о какой монотонности не
может быть и речи. Только
присмотревшись, можно увидеть
за хором колонн и пилястров
традиционное трехризалитное
построение здания дворца.
Слайд 10
Главный зал дворца —
Большая
галерея (17 м
шириной, 47 м
длиной, 7 м
высотой, общей площадью
800 кв. м) без единой
внутренней
опоры. Помимо
настоящих окон, здесь еще
есть фальшивые — зеркала,
искусственно расширяющие
огромное внутреннее
пространство. Узоры
наборного паркета,
деревянная позолоченная резьба,
роспись плафона — все в этом зале
поражает изысканностью, выдающей
руку гениального мастера. Все
комнаты во дворце разные, есть и
китайская, и малиновая, и знаменитая
Слайд 11
и знаменитая
Янтарная
комната —
чудо света,
подаренное Петру I в
1716 г.
прусским королем.
Слайд 12
Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитый
Зимний
дворец с великолепной парадной лестницей, где архитектор
использовал те же
эффекты фальшивых окон — зеркал для зрительного расширения
пространства, и Смольный собор в Петербурге. Стиль Растрелли невозможно не
узнать. Даже в небольших постройках, таких, как собор Смольного монастыря, он
сумел создать яркое, жизнерадостное, приподнятое настроение, живую игру света и
цвета, торжественный ритм форм, изысканный силуэт пятиглавого завершения.
Слайд 13
В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные
ему характерные черты и формальные признаки можно обнаружить повсеместно.
Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых — в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света. Это стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.