Слайд 2
Диего Родригес (1599–1660)
Диего Родригес де Сильва Веласкес
родился в 1599 г. в Андалузии, в городе Севилье.
Живописи обучался сначала в мастерской Ф. де Эрреры Старшего, затем — у Франсиско Пачеко. В 1617 г. Веласкес получает звание мастера и в скором времени открывает свою собственную мастерскую. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя — Хуане Миранде Пачеко.
Слайд 3
Бодегонес
До 1623 г. Веласкес работал в Севилье, писал
так называемые «бодегонес» (от исп. «харчевня») — сцены из
народной жизни, героями которых были нищие и служанки, бедные торговцы и уличные музыканты.
Слайд 5
Христос в доме Марфы и Марии
В это
же время Веласкес создает целый ряд картин на библейские
темы.
Иисус с учениками пришли в одну деревню. Там женщина, по имени Марфа, пригласила их в свой дом. У нее была сестра Мария. Мария сидела у ног Иисуса и слушала, что Он говорил. Марфа же суетилась и готовила обед. Она подошла к Иисусу и спросила: «Господи, неужели Тебя не возмущает то, что моя сестра оставила всю работу на меня одну? Скажи ей, чтобы она помогла мне!» Иисус ответил: «Марфа, Марфа! Ты переживаешь и заботишься о многом, а нужно ведь только одно. Мария выбрала то, что важнее всего, и это у нее уже никто не отнимет»
Слайд 6
Христос в Эммаусе
Согласно Евангелию от Луки, в первый
раз воскресший Иисус явился двум ученикам, шедшим в Эммаус.
Но глаза их были удержаны, и ученики не узнали Его. Когда они пришли в Эммаус, Иисус хотел уйти, но ученики просили Его остаться и поужинать с ними. Когда Иисус, взяв хлеб, благословил его, преломил и подал ученикам, у них открылись глаза, и они узнали Его. И в тот же момент Иисус стал для них невидимым. Согласно Евангелию от Марка, воскресший Иисус явился этим двоим в измененном облике.
Слайд 7
Конный портрет герцога Оливареса
В середине 1623 г. Веласкес
переезжает в Мадрид и становится королевским живописцем. Он пишет
портреты королевских особ и придворных; знакомится с королевской коллекцией живописи — картинами Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других прославленных мастеров. В 1627 г. Веласкес стал победителем конкурса среди придворных живописцев, посвященного исторической теме «Изгнание морисков из Испании в 1609 г.». В качестве награды художник получил должность «хранителя королевской двери», занимать которую многие рыцари почитали за честь.
Слайд 8
Вакх
В августе 1628 г. в Мадрид с дипломатической
миссией прибыл Питер Пауэл Рубенс. На протяжении последующих девяти
месяцев
живописцы много общались; Веласкес сопровождал Рубенса во всех его поездках и предоставил в распоряжение великого фламандца одну из своих мастерских. Именно Рубенс подсказал Веласкесу сюжет картины «Вакх» («Пьяницы»), на
которой художник изобразил бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Картина очень понравилась королю, он наградил Веласкеса золотой медалью и дал ему разрешение на поездку в Италию.
Слайд 9
Принесение Иакову одежды Иосифа
В 1629—30 гг. Веласкес посетил
Италию, где продолжил свое знакомство
с творчеством великих мастеров
итальянского Возрождения. В Италии была написана многофигурная композиция «Принесение Иакову одежды Иосифа».
Слайд 10
Сдача Бреды
В 1634 г. Веласкес написал картину «Сдача
Бреды», которая стала одним из самых значительных произведений европейской
живописи в историческом жанре.
Слайд 11
Конный портрет инфанта Балтасара Карлоса
Веласкес был блестящим портретистом.
Вернувшись в 1631 г. в Испанию, он создает целую
галерею портретов, изображающих различных представителей испанского общества: конные парадные портреты «Конный портрет инфанта Балтасара Карлоса»;
Слайд 12
Дама с веером
Портрет инфанты Маргариты
…поясные или погрудные изображения
придворных, друзей, учеников Дама с веером; серия портретов королевских
инфант (Портрет инфанты Маргариты, ок. 1660, Прадо, Мадрид).
Слайд 13
Портрет папы Иннокентия X
В 1649 г. по поручению
короля Веласкес едет в Италию для ознакомления с итальянской
Академией живописи и покупки картин для испанских дворов.
Он посещает северную Италию, Рим и Неаполь, где его принимают как знаменитость. В Риме художник «Портрет папы Иннокентия X», который был выставлен в Пантеоне и вызвал единодушное восхищение. Благодаря этой работе Веласкеса в 1650 г. принимают в Академию Св. Луки.
Слайд 14
Менины
В центре картины —пятилетняя принцесса, инфанта Маргарита в
окружении своих фрейлин. Фрейлина справа склонилась в ожидании приказаний
Маргариты. Позади нее, в тени, беседуют монахиня и священник. В глубине, на ступеньках за пределами комнаты, стоит дворецкий королевы Хосе Ньето. Придворный шут Николасито, дурачась, наступил ногой на сонного пса. За собакой стоит любимица двора — карлица Мари Барбола. Слева, перед огромных размеров холстом, стоит сам художник. Он пишет портрет королевской четы, которая находится за пределами картины.
Слайд 15
Пряхи
Первоначальное название композиции — «Миф об Арахне». На
картине изображена сцена в королевской мастерской ковров. На переднем
плане находятся фигуры прях, в глубине комнаты придворные дамы любуются ковром, изображающим миф об Арахне — ткачихе, превзошедшей в мастерстве богиню Афину.