Слайд 2
Эдвард Мунк (1863-1944) - норвежский живописец, театральный художник,
график, один из основоположников экспрессионизма.
Слайд 3
Биография
Его отец, военный врач, был глубоко верующим человеком.
Когда будущий художник был еще ребенком, его мать и
старшая сестра умерли от чахотки. Болезнь, страдание, смерть – темы, к которым Мунк постоянно возвращался на протяжении своего творческого пути, – были знакомы ему с раннего детства. В возрасте 17 лет Мунк поступил в Королевскую школу рисования; за два года учебы он втянулся в художественные и литературные круги Кристиании, которые шокировали общество откровенными изображениями жизни богемы. Сюжеты, почерпнутые художником в этой среде, позже появились в его серии Фриз жизни. По замыслу автора, каждая картина этого цикла должна была изображать беспомощность человека перед равнодушными силами жизни, любви и смерти.
Слайд 4
В 1908, достигнув широкой известности и популярности в
Норвегии, Мунк пережил сильное эмоциональное потрясение, вызванное алкоголизмом и
горькими ссорами с друзьями. Проведя восемь месяцев в санатории близ Копенгагена, он вернулся в Норвегию и поселился в пригороде Осло. Продажа гравюр и крупные заказы на монументальную декорацию общественных зданий обеспечили Мунку стабильный доход. Он продолжал писать картины на темы, разработанные еще в молодости, и более спокойные пейзажи вплоть до смерти 23 января 1944 в Энеми, близ Осло.
Слайд 5
В 1889 Мунк уехал в Париж, где познакомился
с новыми направлениями в живописи – постимпрессионизмом и зарождающимся
модерном. В 1892 художник участвовал в большой выставке в Берлине, но его картины были встречены враждебно. В Германии Мунк овладел техникой офорта, в Париже экспериментировал с литографией и гравюрой на дереве, в которой широко использовал характерный для Гогена прием подчеркивания фактуры дерева. В гравюре и литографии Мунк воплощал те же сюжеты, что и в живописи, но с гораздо большей энергией, силой и оригинальностью. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера.
Слайд 6
«Крик» — работа 29-летнего Эдварда Мунка
«Я шел по дороге
с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо
стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Над черно - голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Так появилось самое знаменитое произведение Мунка - «Крик». Вначале это был рисунок, позднее гравюра и, наконец, картина, написанная пастелью. Этот заход солнца над фьордом вызвал у художника длительное, болезненное беспокойство и отчаяние из-за того, что он был не в состоянии изобразить это явление, таким, каким оно перед ним предстало. В результате все-таки появился рисунок на котором мы видим человека без лица на мосту. Этот человек - сам художник.
Слайд 7
Самая известная работа Мунка — картина «Крик», точнее, это
была серия схожих картин. Изначально картина называлась «Отчаяние». Образ
ужаса с этой картины, который Мунк оттачивал до конца своей жизни.
«Крик» — работа 29-летнего Эдварда Мунка
Слайд 8
Тема, ставшая центральной в творчестве Мунка, – взаимоотношения
мужчины и женщины. Женщина в его работах предстает в
различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как персонификация эротического женского начала или как ясновидящая, властная мать-смерть.
Слайд 9
«Вампир» - 1897
Национальная галерея, Осло
Слайд 10
«Пепел» - 1894
Национальная галерея, Осло
Слайд 11
«Женщина в синем» - 1921 (Фрау Барт)
Слайд 12
«Звездная ночь» - 1893
Музей Поля Гетти