Слайд 3
Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима.
Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько
гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания. Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами.
Слайд 4
Настоящее же достижение римлян в том, что совместив
греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков
не было ни того, ни другого) они "изобрели" арочно-ордерную ячейку (прим. - триумф. Арка). Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол. Для создания интерьера квартиры в античном стиле необходимо сделать перепланировку квартиры таким образом, чтобы главное помещение получилось в виде прямоугольного зала, по периметру которого расположены остальные комнаты.
Слайд 5
По краям холла поставить гладкие колонны с капителями
в виде лотоса. На них опереть балки прямоугольной формы.
Весь интерьер должен отличаться простотой и изысканностью, отсутствием лишних деталей.
Потолок следует сделать подвесной из гипсокартона, желательно простой формы. По периметру потолка пустить рельефный карниз с растительным орнаментом или сложный многофигурный барельеф. Для имитации античного пространства можно использовать элементы или имитацию частей зданий.
Слайд 6
В прихожей уместен каменный пол, или пол из
керамического гранита, имитирующего старинную кладку и мозаику из гальки,
композиции в виде мозаичного коврика, в остальных комнатах - паркетом из натурального дерева. Необходимую атмосферу создадут ковры ручной работы и шкуры животных. В гостиной можно установить настоящий дровяной камин или удачно имитирующий его электрокамин.
Слайд 8
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО - (от лат antiquus - древний)
- исторический тип искусства. Термин "античный" был впервые применен
в среде писателей-гуманистов эпохи Итальянского Возрождения для обозначения самой древней из известных в то время культур, главным образом древнеримской. Памятников искусства Древней Греции тогда почти не знали, поскольку восточное Средиземноморье с конца XV в. находилось под властью турок. Страны Восточной Европы, Закавказья, Ближнего Востока и России испытывали влияние античной культуры через посредство Византии
Слайд 9
В середине XVIII века в связи с движением
Неоклассицизма во французский язык прочно вошло слово "античный" (франц.
antique), обозначающее особый исторический тип искусства. В то время понятие античного искусства было тождественно понятию искусства интернациональной классики. Позднее в нем стали выделять раннее (архаическое), классическое и позднее (эллинистическое) искусство. После того, как в XIX-XX вв. были лучше изучены более древние культуры Египта, Месопотамии, термин "античный" приобрел новое значение.
Слайд 10
Для европейцев достижения эллинов (слово "Греция" появилось только
в римскую эпоху) - древность особого рода. Это колыбель
европейской культуры. Греческий, а затем и латинский языки, поэзия, музыка, мифология, философия, геометрия, архитектура, скульптура стали основой будущей общеевропейской и мировой культуры, ее историей и географией. В том далеком времени не найти таких завоеваний человеческого духа, которые не имели бы в последующие века успешного продолжения.
Слайд 11
Поэтому высшие достижения античной культуры мы называем классическими
(от лат. classicus - первоклассный, образцовый).
В историческом развитии античного
искусства можно условно выделить следующие этапы:
Слайд 12
1. Протоантичное искусство (от греч. ргоtos - первый),
или минойское искусство, оригинальный живописный стиль которого складывался постепенно
в три периода:
раннеминойский (3000-2200 гг. до н. э.);
среднеминойский (2200-1600 гг. до н. э.);
позднеминойский (1600-1100 гг. до н. э.).
Слайд 13
2. Формационный этап геометрического стиля:
протогеометрический стиль XI в.
до н. э.;
геометрический стиль X-VIII вв. до н. э.;
период
протокоринфского, протоаттического и ориентализирующего стилей (ок.750-680 гг. до н. э.);
дедалический стиль (ок. 680-610 гг. до н. э.).
Слайд 14
3. Этап архаики (ок. 610-480 гг. до н.
э.).
4. Эпоха классики:
период "строгого стиля" (ок. 480-450 гг. до
н. э.);
период классики Века Перикла (ок. 450-400 гг. до н. э.);
период поздней классики (ок. 400-325 гг. до н. э.).
Слайд 15
5. Эпоха эллинизма:
ранний эллинизм (ок. 325-230 гг. до
н. э.); средний эллинизм родосской;
пергамской, александрийской школ (ок. 230-170
гг. до н. э.);
поздний эллинизм (античный классицизм, неоаттическая школа, ок. 170-30 гг. до н.э.).
Слайд 16
6. Искусство Древнего Рима:
период республики (конец VI в.-
27 г. до н. э.);
период августовского классицизма (27 г.
до н. э.- 14 г. н. э.); период правления Юлиев-Клавдиев и Флавиев (14-96 гг.); период поздней Римской империи (96-476 гг.), период галлиеновского ренессанса (259-268 гг.).
Слайд 17
Характер античного искусства складывался стремительно, успехи эллинов были
поразительно быстры. Если в Древнем Египте на протяжении нескольких
тысячелетий мы наблюдаем в сущности неизменный образ жизни и мышления человека, то в Греции всего около двух столетий разделяют период архаики и искусство совершенной пластической гармонии, которое мы называем классическим. Для объяснения этого факта можно найти несколько причин. Главная из них - многообразие этнических источников эллинской культуры. Античное искусство складывалось из трех основных и очень разных традиций.
Слайд 18
Первая - своеобразное искусство жителей островов восточного Средиземноморья,
древняя минойская (по имени легендарного царя Миноса), или эгейская
культура, строительный опыт жителей о. Крит, созданный ими живописный стиль настенных росписей и искусства керамики, скульптура Киклад. Эгейское искусство испытывало двойственные влияния: с одной стороны воздействие сложившегося много ранее искусства Египта и Месопотамии (это совсем рядом от Крита), с другой - искусства континентальных "протоэллинов" с центрами в Тиринфе и Микенах на Пелопоннесе.
Слайд 19
Вторая этническая традиция - примитивное, но мощное искусство
дорийцев, арийских племен, вторгавшихся в ХIII-ХII вв. до н.
э. на Пелопоннес с севера (см. дорийский стиль, дорический ордер). Третья составляющая - искусство ионийцев. Как и ахейцы, они были древними жителями материковой Греции, пришедшими, вероятно, с Востока, но под давлением дорийцев переправились на острова и побережье Малой Азии (см. ионийский стиль, ионический ордер).
Слайд 20
Уже в период архаики у эллинов сложилось два
художественных течения (в строгом смысле слова, еще не достигших
целостности художественного стиля): суровое и мужественное дорийское и мягкое, женственное, развивавшееся под влиянием минойской и малоазийской культур, искусство ионян. "Двойственность дорической и ионической культур сохранялась в Греции достаточно долго и отразилась в ее истории, в частности в истории и теории древнегреческого искусства. Поиски твердых правил искусства, неизменных законов красоты находили поддержку в дорической традиции, а склонность греков к живой реальности и чувственной наглядности - в традиции ионической".
Слайд 21
Другая причина необыкновенно интенсивного развития античного искусства -
уникальные географические условия. Материковая Греция представляет собой ряд отделенных
невысокими горными хребтами долин, каждая из которых имеет свои природные условия и неповторимый пейзаж. Это способствовало сохранности отдельных и еще слабых очагов искусства от истребительных войн и опустошающего переселения народов, от каковых страдали древние цивилизации степных районов Азии. С другой стороны, небольшой полуостров с изрезанной береговой линией, множеством удобных бухт, естественных гаваней и близко расположенными островами облегчал морские сообщения населявших его племен.
Слайд 22
Отсутствие дерева заставило эллинов использовать в качестве строительного
материала камень, и это подарило миру такое чудо как
Парфенон. Исследователи обращают внимание на "правильное и гармоническое строение греческой природы", воспитывавшей на протяжении столетий эстетическое чувство ее жителей. Действительно, в греческом пейзаже нет ничего чрезмерного, ни дремучих лесов, ни бескрайних степей, ни страшных пустынь. Человек не ощущал себя затерянным и слабым, все было правильно, размеренно и ясно.
Слайд 23
Древний эллин чувствовал себя в Греции "как дома",
у него не возникало потребности перебороть природу, утвердиться в
ней, отвоевать себе жизненное пространство, возводить огромные стены, башни, пирамиды. Сама природа подсказывала идею соразмерности, гармонии космоса - Вселенной и микрокосма - Человека. Само понятие космоса (греч. kosmos - порядок, строение, благо), который, в отличие от хаоса, прекрасен в силу царящей в нем целостности, упорядоченности частей, было изобретено греками, философами Пифагором, Анаксимандром, Эмпедоклом.
Слайд 24
Третий существенный фактор интенсивного развития античного искусства -
мощный рационализм эллинского мышления. Все, что сначала вызывает удивление,
осваивается затем не мистически, а логически, оно непременно должно быть рационально объяснено. Математическому доказательству у древних эллинов подлежали все, даже самые очевидные, вещи. Если шумеры или египтяне не задумывались над тем, что казалось само собой разумеющимся, то для эллина, к примеру, доказательство равенства геометрических фигур способом наложения их друг на друга было совершенно неубедительным. Требовалось логическое обоснование. А так называемая "Делийская задача" по удвоению объема кубического алтаря или "квадратура круга" должны были быть решены не эмпирическим, а математическим путем.