Слайд 2
Объектом исследования мы определили церковь, расположенную в селе
Нежинка.
Предметом – процесс восстановления храма.
Цели, которые мы ставим перед
собой: изучение исторической значимости храма и проблем его восстановления в современный период.
Из целей определяются задачи:
изучить литературу об особенностях строительства церковных зданий, социальном статусе церкви на протяжении всего исторического периода до наших дней;
воссоздать историю храма, расположенного в с.Нежинка;
изучить положение храма на современном этапе;
провести социологический опрос граждан с.Нежинка;
проанализировать ситуацию и наметить пути её оптимизации.
Слайд 3
Любить свое прошлое – значит наследовать всю красоту
жизни, ее славу и свет разума предков. Мы хотим
обратить ваш взгляд на старинную сельскую церковь, имеющую большую историческую и художественную ценность, ведь именно церкви были когда-то центром духовной и культурной жизни сёл.
Слайд 4
Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на
земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного.
Христианский храм (Дом Божий), является образным воплощением гармоничного единства мира Небесного (духовного) и мира Земного (материального).
Слайд 5
Прообразом храма послужил Ноев ковчег, поэтому чаще всего
храм строился в форме корабля, как повелевали апостолы, “продолговато
устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим”. Храм воздвигается на самом высоком месте и своей алтарной частью обращен к востоку, символизирующему Рай. Внешний облик храма и его внутреннее устройство выражают устремление к Богу и служат спасению души.
Слайд 6
Купола с крестами как бы связывают небесное и
земное пространство в целостный освященный мир. Крестово-купольная форма православного
храма является самой распространенной на Руси и пришла к нам из Византии. Купола увенчаны крестами - для напоминания о том, что спасение наше совершилось страданиями Господа на Кресте.
Слайд 7
Само здание храма строится либо в виде креста
(символ Христа), либо в виде круга (символ вечности, так
как круг не имеет ни начала, ни конца), либо в виде восьмиугольника (символ путеводной вифлеемской звезды). Рядом с храмом обычно располагается колокольня (или звонница).
Слайд 9
Внутреннее устройство храма
Слайд 10
Село Нежинка (в18 в. – станица) было основано
примерно одновременно с
Оренбургом в 1742 году. Основателями станицы
Нежинской являлись казаки украинского казачьего войска. Поклонялись казаки Архангелу Михаилу.
Слайд 11
.
Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем
воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола
и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь.
Слайд 12
Церковь Архангела Михаила
в Серпухове.1908г.
Г.Владимир.
Серпухов наши дни.
Много на
Руси воздвигнуто церквей в честь этого святого, но некоторые
из них в настоящее время находятся в довольно плачевном состоянии.
Слайд 13
Из архива школьного музея
Директор музея Шкуридина А.А.
Слайд 14
В течение 120 лет со дня основания в
поселке не имелось своего храма. Лишь в 60-х годах
19 века в Нежинке (тогда еще станице) был открыт небольшой молельный дом, который впоследствии, в 1877 году, был преобразован в церковь Архангела Михаила.
Слайд 15
Священником в Нежинскую церковь был назначен Николай Крамаренко,
сын крестьянина, родившийся в слободе Владимирской Астраханской губернии 8
мая 1879 года.
Слайд 16
Церковь в то время была деревянной, довольно бедной,
с малым количеством икон. Прихожанами ее, кроме русских, были
крещеные нагайбаки (татары). К 1905 году почти все нагайбаки, проживавшие в Нежинке, принимают мусульманство и строят мечеть в мавританском стиле. Христиан этот факт задевает и толкает на строительство нового каменного храма, они собирают для этой цели пожертвования. На строительство храма пожертвовали деньги и местные мусульмане. Освещение места и закладка храма состоялись в 1908 году. Была выбрана строительная комиссия, в которую вошли жители села.
Слайд 17
Записи
правнучки
Хусаинова М. Степуниной М.Я.
.
Слайд 18
Внешним обликом нежинская церковь напоминала готические храмы Запада.
Сходство усиливалось благодаря островерхой колокольне с 16-ю колоколами и
с сияющим крестом из зеркального хрусталя. Нежинский храм Михаила Архангела выделялся из всех храмов Оренбуржья своею необычайной архитектурой и оригинальностью
внутреннего убранства.
Слайд 19
Из письма Степанова П. директору
Нежинской школы.
Слайд 20
В начале 30-х годов церковь была закрыта. Ей
очень повезло, что за годы революции и советской власти
она не повторила судьбы многих храмов – не была разрушена, но колокольня, как и все 16 колоколов, была утрачена. После закрытия в храме долгое время размещался Дом культуры, а затем до 2007 года - школа искусств.
Слайд 21
В настоящее время, с 14 октября 2007года, храм
вновь открыт для православных людей поселка Нежинка. Возглавляет его
протоиерей Николай. Вместе с горсткой истинно верующих, он провел колоссальную работу по восстановлению храма.
Центральная площадь С. Нежинка
Слайд 22
Проведены внутренние работы, вставлены новые оконные рамы, в
этом году перекрыли прохудившуюся крышу, но до былого великолепия
еще очень далеко.
Слайд 23
Мы провели опрос среди учащихся лицея и жителей
села, для того, чтобы прояснить и оптимизировать сложившуюся ситуацию.
Всего было опрошено 300 человек.
На вопрос «Верите ли вы в Бога?»:
«да» ответили – 22%,
«нет» - 14,8%,
затруднились ответить на этот вопрос – 62,2%.
«Посещаете ли вы храм Михаила Архангела, в с.Нежинка?»:
«да» ответили – 19,2%,
«нет» - 44,7%,
«по церковным праздникам» - 36,1%.
Слайд 24
На вопрос «В чем, по вашему мнению, причина
малого количества прихожан в нашем храме?» жители ответили так:
атеизм
– 16,3%,
нехватка времени – 48,5%,
стеснение, как проявление церковной безграмотности –45,8%.
Как выяснилось из бесед, проведенных с учениками лицея, многие и хотели бы посещать храм, но не знают обычаев, обрядов, попросту не знают, как себя вести, и потому, боясь выглядеть смешными, избегают этих посещений.
Слайд 25
На вопрос «Нужна ли воскресная школа?»
положительно ответили –
54,1%, отрицательно – 22,6%,
затруднились ответить – 23,3%.
«Хотели бы вы
посещать воскресную школу?».
«да» ответили – 52,5%, «нет» - 23,2%,
«не знаю» ответили – 24,3%.
Слайд 26
На основании бесед с жителями села, лицеистами, а
также опросов, мы сделали вывод, что судьба церкви нашего
села не оставляет их равнодушными.
Слайд 27
Поэтому мы видим свое участие в этом благородном
деле так:
1.Поговорить с жителями села, постараться убедить их сходить
в нашу церковь, оставить пожертвование, если не для восстановления ее как храма, то хотя бы как памятника архитектуры, или просто помочь в проведении восстановительных работ своим трудом.
2.Выпустить листовки следующего содержания:
«Уважаемые жители села Нежинка!
Храм Михаила Архангела, расположенный на территории нашего села, нуждается в материально-практической поддержке для проведения Богослужений и восстановления здания. Просим вас о помощи в этом нелегком деле».
3.Подобное объявление разместить в сети Интернет с указанием расчетного счета церкви.
4.В теплое время года лицеистам еженедельно проводить работы по уборке территории церкви.
5.Обратиться в Оренбургскую епархию с просьбой об открытии воскресной школы при храме в с. Нежинка.
Слайд 28
Восстановление церквей – это то немногое, что мы
можем сделать для своих предков и потомков. Как сохранение
Веры, как сохранение красивейших архитектурных сооружений. Ведь христианство – это, по сути, нить, которая связывает поколения.
Слайд 29
Пусть все поругано веками преступлений,
Пусть незапятнанным ничто
не сбереглось,
Но совести укор сильнее всех сомнений,
И не
погаснет то, что раз в душе зажглось.
Великое не тщетно совершилось;
Не даром средь людей явился Бог;
К земле не даром небо преклонилось,
И распахнулся вечности чертог.
В незримой глубине созданья мирового
Источник истины живет, не заглушен,
И над руинами позора векового
Глагол ее звучит, как похоронный звон.
Родился в мире Свет, и Свет отвергнут тьмою,
Но светит Он во тьме, где грань добра и зла.
Не властью внешнею, а правдою самою
Князь века осужден и все его дела.
Соловьев Вл.С., 24 декабря 1894г.