Слайд 2
Город
-Понятие емкое.
Как и
человек должен запоминаться
Быть единственным в своем роде.
Его архитектурный облик
в первую очередь создают
постройки храмового зодчества.
Храм
Храмовое зодчество «телесно» и духовно входит в
мир культуры.
Храм – не только культовая постройка.
Все соединяется в храме – целесообразность и гармония, прочность и художество, земная твердь и восхождение к небесному первообразу.
Слайд 4
Тверь – древнерусский город.
51 храм создавал прекрасный, архитектурно-
исторический облик города.
Сегодня архитектурный облик Твери имеет сглаженный силуэт,
в частности из-за потери многочисленных построек храмового зодчества.
Слайд 5
Православный храм. Исторический аспект.
В каждом русском городе
был главный храм. Это историческое сердце города, его душа,
воплощенная в камне.
Каждый храм имеет свое название.
Внешние архитектурные формы имеют символическое значение.
Православный храм – это корабль, мир – житейское море.
Храмы в виде креста символизируют – христианство, в виде круга – символ вечности.
Число глав бывает различным: одна глава – в честь Иисуса Христа, три – В честь Святой Троицы и т. д.
Колокольня – важнейшая принадлежность храма.
Внутри храм разделен на три части: алтарь, собственно храм и притвор.
Каждый храм – единое слово, выраженное языком архитектуры.
Слайд 6
Обзор памятников храмового зодчества Твери.
Храм Александра Невского.
В 1870
г. Возникла идея сооружения церкви при железнодорожной станции. Но
лишь к 1891 г. Дело благополучно разрешилось. Гражданский инженер Н.Н.Малиновский составил проект и началось строительство. В 1893 г. строительство закончили. Храм освятили во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Слайд 7
Вознесенский собор
Церковь Вознесения Господня расположена на главной улице
Твери- Советской. Храм был освящен 11 мая 1833 г.
Храм неоднократно перестраивался. Два архитектора Н.Легранд и И.Львов работали над проектом. Храм выглядел очень величественно. Широко применялся белый камень. Восхищение вызывала работа старицких каменотесов. Широко применялись росписи, альфреско и гризайль. Храм стал подлинным украшением города.
Церковь Вознесения Господня является интереснейшим примером включения памятника в стилистически неоднородную среду. Современное градостроительное положение памятника наиболее выигрышно – открыт важный композиционно в ансамбле улиц Советской и Тверского проспекта угол – западный фасад « держит» очень большое пространство, практически всю панораму Загородья. Колокольня храма, пожалуй, главенствующая вертикаль в силуэте этого района.
Слайд 8
Церковь Рождества Богородицы
Грузный восьмерик с двумя рядами окон,
возведенный на высоком односветном четверике с примыкающим алтарем и
трапезной, выделяют из застройки одну из самых колоритных культовых построек Твери.
В 1766 г. на этом месте собрали деревянную церковь, привезенную Тверского Дмитриевского монастыря. Строительство каменной церкви на средства прихожан началось в 1777 г.
Слайд 9
Церковь Всех Скорбящих Радости ( Скорбященская)
( живоносного
источника)
Единственный в Твери храм с ротондальной основой и семигранным
алтарем. С 1792 г. – нынешний облик церкви. Много делалось по проекту архитектора И. Львова. По рисункам Львова сделаны иконостасы в пределах.
Реставрация 1975-77гг. По проекту архитектора А.В.Соколова воссоздала разобранные завершения храма и колокольни и вернула зданию элегантность несмотря на грубость неверно ориентированных крестов и чрезмерную рельефность обрамлений круглых окон под карнизом ротонды.
Слайд 10
Церковь Бориса и Глеба
Величавый 2-х этажный храм. Формы
здания – запоздалая трансформация нарышкинского бароко. Построена церковь вместо
двух деревянных храмов – Борисоглебского и Христорождественнского.
Изначально группировка объемов близка к храмовой копозиции «кораблем».
Слайд 11
Воскресенская Собор
Замечательный памятник культурного зодчества выполнен в неорусском
стиле в духе стилизации форм новгородской и псковской архитектуры.
Храм
имеет форму куба с тремя пониженными апсидами и массивным, сужающимся кверху барабаном со шлемовидной главой.
Основные элементы архитектуры храма – различные вариации мотива арки и полукружия.
Слайд 12
Церковь Сергия Радонежского
Церковь построена в характерных для Твери
формах раннего классицизма, на средства Тверского купца Г. Богданова
в 1775-80 гг. на месте деревянного храма Воскресения. Новое наименование церковь получила по иконе Сергия Радонежского.
Первоначально храм имел один придел во имя Ильи Пророка. В 1834г. по проекту И.Т. Львова были выстроены новыми приделами ( Ильинским и Алексея Человека Божиего ).
Одноглавый двусветный четверик храма имеет пятигранную апсиду. Фасады четверика поделены карнизом на два яруса, соответственно окном первого и второго света.
Реставрация церкви по проекту А.В. Соколова.