Слайд 2
Народные промыслы – одна из форм народного художественного
творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные промыслы восходят к
древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу.
Слайд 3
Народные промыслы занимают достойное место в
декоративно-прикладном искусстве Великого Устюга. Народные промыслы бережно сохраняют и
совершенствуют традиционные формы и приемы, относящиеся к глубинным пластам народной художественной культуры, отличающиеся яркой самобытностью.
Слайд 4
Традиционные виды народного декоративного
искусства продолжают жить и сегодня, становятся достоянием массового потребителя,
органически включаются в обстановку современного жилища, украшают быт наших людей, благодаря существованию такого вида искусства как народные промыслы. Великий Устюг – город в котором развиты народные промыслы – береста, валенки, лапти, лен, резьба по дереву, серебро, пиво и квас. Искусные устюжские мастера бережно сохраняющие, развивающие и обогащающие древние самобытные ремесла и народные промыслы, возникшие на севере России, умеют создавать настоящие произведения искусства, которые, как сувениры, можно приобрести в Великом Устюге.
Слайд 6
Серебро – химический элемент периодической системы Д.И.Менделеева, имеющий
атомный номер 47 – обозначается символом Ag (лат. Argentum).
Серебро
– это благородный металл, который обладает антибактериальными и целебными свойствами. Это металл богатый интересной историей, легендами, мифами и загадками... В природе серебро встречаются в самородной форме, известны факты нахождения серебряных самородков весом до 20 т.
Серебро – драгоценный металл белого цвета, широко использующийся в ювелирном деле, тягучий, пластичный и ковкий. Изделия из серебра – это высокохудожественные народные промыслы. Серебро – столовое серебро, украшения из серебра, изделия из серебра религиозного назначения, ювелирное серебро, различные изделия из серебра – эти образцы уникального народного творчества мастеров Великого Устюга, которые наши туристы могут приобрести, побывав на отдыхе на родине Деда Мороза.
Слайд 7
Столовое серебро
– серебряные ложки, вилки и другие серебряные
столовые приборы, чайники, вазы, столовые сервизы, наборы посуды;
Слайд 8
Украшения из серебра
– медальоны, запонки, украшения для галстука
и платка;
Слайд 9
Изделия из серебра религиозного значения
– иконы, кресты, подсвечники,
подвески;
Слайд 10
Ювелирное серебро
– кольца, серьги, броши, браслеты, колье;
Слайд 11
Различные изделия из серебра
– фляжки, брелки, зеркала, расчески,
подковы, портсигары.
Слайд 12
В Великом Устюге с 1682 г. талантливые мастера
чернят серебро способами, отличными от других художественных центров. В
их работах особое значение обрела сюжетная гравюра, очень насыщенная, значительно более густая по цвету, нежели московская и петербургская. Произведения из серебра, созданные нашими мастерами, неоднократно были представлены на всероссийских и международных выставках и, как правило, удостаивались высших наград.
Слайд 13
Художественные промыслы России
Художественные изделия из бересты и дерева
мастеров Великого Устюга.
Слайд 14
Береста (т.с. Даля) – верхний, светлый, ремковый слой
березовой коры.
Береза – стройное белоствольное светлое дерево, дающее
сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России. Простая и трогательная красота берёзы сообщает ей высокую эстетическую ценность.
Слайд 15
Изделия из бересты.
Изделия из бересты, как народные промыслы
– шкатулки, туеса, лукошки, короба, сувенирные игрушки, украшения, бусы,
расчески, подносы, картины, панно – великолепные произведения искусства из Великого Устюга, выполненные в стиле и традициях народного художественного промысла.
Слайд 17
История художественного промысла роспись по бересте.
История
художественного промысла Великого Устюга роспись и резьба по бересте
начинается в XVIII веке в Шемогодской волости Великоустюжского уезда. В основу искусства, получившего название «шемогодская береста», лег мотив вьющегося побега со спиральными завитками и круглыми розетками с мелкой прорезью. Такие узоры украшают поверхность туесов, коробочек, шкатулок, декоративных тарелок и других изделий. Под ажурную прорезь подкладывается фольга, цветная бумага, ткань, или фон красится в контрастный цвет. Используя природную красоту материала, устюжские резчики создают настоящие произведения искусства.
Слайд 19
Плетение из бересты.
Плетение из бересты – наиболее древний
способ обработки бересты. Прежде чем приступить к плетению, ленту
бересты очищают от тонкой белесой «бахромы», разделяют послойно до необходимой толщины, а затем нарезают полоски нужной ширины. Чтобы береста была более гибкой, особенно при плетении мелких изделий, ее распаривают в горячей воде и сразу же приступают к работе. Распаренная, горячая береста не трескается и принимает любую форму. Если плетение ведется непропаренными полосками, перед работой их надо слегка смазать подсолнечным маслом.
низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем
не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности России до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. В русском фольклоре и культуре лаптям посвящены рассказы, песни, поговорки.
Слайд 21
Резьба по дереву
Истоки резьбы по дереву уходят в
далекое прошлое. Если судить по предметам, найденным археологами, резьба
по дереву на Руси насчитывает несколько десятков тысяч лет. Несомненно, резьба по дереву, которая требует определенных художественных способностей, какого-то опыта воплощения замысла и профессионального владения инструментом, была основным и одним из первых видов художественно-прикладных ремесел. В Древней Руси резьба по дереву, в основном хоть и культовая, была широко распространенной и весьма искусной.
Слайд 23
Виды резьбы по дереву – условно можно выделить
три основных типа: сквозная резьба (сюда относится пропильная и
прорезная резьба), глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы), скульптурная резьба, домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
Актуальность резьбы по дереву очень сильно выросла в последнее время и все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Попав в руки истинного мастера, дерево приобретает вторую жизнь. Обладание неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного позволяет мастеру в каждой работерезьбы по дереву создавать подлинные произведения искусства – разделочные доски, шахматы, картины, скульптуры, деревянные игрушки, посуда и многие другие вещи.
Слайд 25
Художественные промыслы России
Художественные изделия из металла мастеров села
Кубачи Дагестана
Слайд 27
Кубачинский художественный комбинат объединяет лучших ювелиров Дагестана, достойно
представляющих вековые традиции народного искусства, выпускающих широкий ассортимент высокохудожественных
изделий из серебра и золота, развивающий различные виды техники обработки металла: чеканку, гравировку, чернение, перегородчатую эмаль, филигрань, инкрустации слоновой костью. У комбината имеется мощный творческий потенциал. На предприятии работают лауреаты Государственной премии России им. И. Репина, заслуженные художники России, члены Союза художников России и т.д. Наша компания фокусируется на представлении на российском рынке качественных ювелирных изделий уникального «кубачинского» стиля из серебра и золота со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней. Причина: данные изделия обладают непревзойденным дизайном и уникальным, неповторимым «кубачинским» стилем.
Слайд 29
Основные типологические принципы кубачинских узоров сложились на рубеже
XVII – XVIII веков. Поэтому в орнаментальной культуре кубачинского
ювелирного искусства как в зеркале отразились все этапы истории развития художественной, материальной и духовной культуры этого народа. Кубачинский орнамент богат и разнообразен. Он позволяет мастерам не только создавать и сохранять яркую индивидуальность своего творческого подчерка, но и воплощать каждый раз совершенно новое, оригинальное художественное решение. Канонический набор изображений в виде стилизованных листьев, бутонов, побегов и гибких ветвей переплетаясь в соответствии с законами «кубачинской гармонии» выстраивают оригинальные ритмические группы, которые соединяются в единый композиционный монолит – так постепенно возникает «музыка» кубачинского узора. Поэтому каждое произведение – воплощенная в серебре мечта о вечной красоте мира, застывшая в «многозначительной» вязи орнаментов. Сочетание горного серебра, солнечного золота и небесной лазури как бы застыло в каждом изделии. Кинжалы в серебряной с позолотой оправе, сабли, декорированные эмалью, чернью и филигранью являются показателем высочайшего мастерства и качества.
Слайд 31
Сочетание различных технологий – филигрань, чернь, гравировка, чеканка,
эмаль, инкрустация слоновой костью – все это является отличительной
чертой кубачинского стиля. Постоянным спросом пользуются изысканные женские ювелирные украшения: серебряные браслеты, кольца, цепи, серьги. Неподражаемы и уникальные чайные и кофейные сервизы, коньячные наборы, бокалы, рюмки, подстаканники, чайные и кофейные пары. В основе кубачинского орнамента – растительные мотивы, и это не удивительно: ведь творческое вдохновение художники черпают из природы, окружающей их с детства. Каждое изделие кубачинского мастера несет в себе самобытность и творческую индивидуальность автора. Такие произведения хранятся веками.
Слайд 33
Изделия народов Севера
Традиционно клык и коготь камчатского медведя
считаются у коренных народов амулетами, дающими их обладателям силу
и выносливость издревле почитаемого зверя.
По режущим свойствам качественная дамасская сталь, состоящая из нескольких слоев углеродистой стали, превосходит сталь других марок в несколько раз и, при этом, отлично держит заточку.
Подвержена коррозии, однако, именно окисление позволяет проявляться на клинке уникальному узору.
После работы ножом клинок необходимо насухо вытереть, смазать нейтральным маслом либо жиром и убрать.
Если вдруг на стали появились пятна - удалить их очень мелкой наждачной бумагой с маслом, или керосином.
Слайд 34
Нож "Клык"*. Клык медведя. Дамасская сталь. Чехол: цевка, выжигание.
Нож
"Коготь"*. Коготь медведя. Дамасская сталь.
Чехол: цевка, выжигание.
Нож "Каменный век"*.
Клык медведя, резьба барельефом.
Слайд 35
Нож "Морской"* на подставке из обсидиана и камчатских
самоцветов. Морское дерево, рог лося. Дамасская сталь
Размер: 23х7х11 см.
Слайд 36
Нож "Рог"*. Рог снежного барана. Дамасская сталь.
Слайд 37
Гжельская роспись
Гжель — это имя одного из русских
селений, которое стало символом русского народного промысла, мастерства. Это
место, где русские мастера издавна создавали высокохудожественные фарфоровые изделия, выполненные в свойственной только им — гжельской — манере. Гжельские изделия выполнены в технике подглазурной кобальтовой росписи. На белоснежных фарфоровых и майоликовых блюдах вы увидите диковинных птиц цвета яркого неба, животных, множество прекрасных растительных орнаментов, а также главный излюбленный узор — гжельскую розу.
Слайд 39
Какова же история гжели и гжельской розы? Само
гжельское гончарное ремесло существовало еще в XIV веке. Гжельские
мастера издавна славились своим мастерством, своими гончарными изделиями, а глина, которую они использовали, — своими высокими качествами. С середины XVII века гжельские мастера занимались выпуском майоликовой посуды, а когда в середине XVII века русским ученым Дмитрием Ивановичем Виноградовым был открыт секрет твердого фарфора, мастера постепенно стали заготавливать и фарфоровые изделия. Расписывать посуду гжельские мастера тоже начали давно. Изначально это были травянистые узоры, букеты, необычные птицы, целые сюжетные сцены. При этом Гжель была разноцветной. Сегодня же в росписи Гжель используются лишь два основных цвета — белый и синий. Некоторые говорят, что такие цвета были выбраны специально, по цвету ясного неба в России, но думается, что в этом красивом суждении есть только доля правды. Известно, что изначально для росписи использовались яркие зеленые, желтые, красные цвета. Гжель не была предметом роскоши и предназначалась для обычного люда. Расписанная яркими красками посуда украшала дома крестьян и широко использовалась в быту. Но в начале XX века яркие затейливые цветы на блюдах не соответствовали цветовой гамме и геометрии революционных звезд и стягов. Так разноцветные старинные растительные орнаменты и букетики сменила гжельская роза цвета неба и полевых васильков.