Слайд 2
Ведь сам Бог – скульптор:
Он создал человека не
колдовством,
А кусок за куском – как ваятель
Л.
Бернини
Слайд 3
Скульптура – одно из самых древних искусств.
Мы знаем
произведения, созданные тысячелетия тому назад мастерами Египта, Индии и
Греции. Само слово произошло от латинского «sculpere», что значит «высекать».
До сих пор сохранилась и прекрасная легенда о замечательном скульпторе Пигмалионе.
Слайд 4
Одним из первых скульпторов, чье имя сохранило время,
был Мирон (V в. до н. э.). Какое творение
этого автора вам известно?
Слайд 5
Фидий
– легендарный автор скульптур Зевса Олимпийского и Афродиты
Эфесской, вошедших в «семь чудес света».
Слайд 6
Скопас
– исполнил мифологические образы с драматизмом и сложной
гаммой человеческих чувств («Менада»).
Слайд 7
Пракситель
– изображал олимпийских богов и богинь («Отдыхающий Сатир»,
«Аполлон» и др.).
Слайд 8
Лисипп
– стремился передать многообразие характера («Александр Македонский» и
др.). греческий скульптор, вместе со Скопасом, вместе со Скопасом и Праксителем вошел в триаду величайших
скульпторов классической греческой скульптуры. Завершает эпоху поздней классики (IV в. до н. э.)
Слайд 9
Еще одна яркая страница истории развития скульптуры связана
с эпохой Возрождения.
Не правда ли – примерам нет конца
Тому, как образ, в камне воплощенный,
Пленяет взор потомка восхищенный
И замыслом, и почерком резца?
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
И я портретом в камне или цвете,
Которым, к счастью, годы не опасны,
Наш век могу продлить, любовь моя, –
Пускай за гранью будущих столетий
Увидят все, как были вы прекрасны,
Как рядом с вами был ничтожен я.
Это стихи великого художника этой эпохи Микеланджело Буонарроти
Слайд 10
Какое творение этого автора вам известно?
(«Давид».)
Слайд 11
Давид — мраморная — мраморная статуя — мраморная статуя работы Микеланджело — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые
представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504
года — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.
Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого ДавидаСтатуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с ГолиафомСтатуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку ВероккьоСтатуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.
Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращуЮноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.
Слайд 12
История
Речь о создании статуи ветхозаветного царя впервые зашла
в середине XV векаРечь о создании статуи ветхозаветного царя впервые
зашла в середине XV века, когда гильдия торговцев шерстьюРечь о создании статуи ветхозаветного царя впервые зашла в середине XV века, когда гильдия торговцев шерстью (на которую народ Флоренции возложил надзор за украшением соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре) выступила с предложением окружить собор двенадцатью крупногабаритными скульптурами ветхозаветных персонажей.
К 1464 годуК 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди ДуччоК 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копей КаррарыК 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. После смерти Донателло в 1466 годуК 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. После смерти Донателло в 1466 году Агостино отошёл от работы над этим проектом, едва принявшись за обтёсывание ног фигуры. Вскоре был расторгнут контракт и с пришедшим ему на смену Антонио Росселлино.
Слайд 13
Взор «Давида»
К началу XVI векаК началу XVI века заброшенная глыба мрамора, которую флорентийцы
прозвали «Гигантом», представляла собой жалкое зрелище. С каждым десятилетием
она неумолимо таяла в размерах из-за губительного воздействия осадков. Наконец кураторы собора, проконсультировавшись с Леонардо да Винчи и другими знатоками скульптуры, признали статую годной к доделке.
После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. Контракт с ним был подписан 16 августа 1501 года, а уже 13 сентября молодой человек приступил к работе. Борьба Микеланджело за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года.
Слайд 14
25 января25 января 1504 года25 января 1504 года, когда
работа над «Давидом» уже близилась к завершению, его пришли
оценить ведущие флорентийские художники. Только немногие из них, во главе с Боттичелли25 января 1504 года, когда работа над «Давидом» уже близилась к завершению, его пришли оценить ведущие флорентийские художники. Только немногие из них, во главе с Боттичелли, по-прежнему настаивали на размещении статуи близ собора. Для прочих консультантов, включая Джулиано да Сангалло25 января 1504 года, когда работа над «Давидом» уже близилась к завершению, его пришли оценить ведущие флорентийские художники. Только немногие из них, во главе с Боттичелли, по-прежнему настаивали на размещении статуи близ собора. Для прочих консультантов, включая Джулиано да Сангалло, Пьеро ди Козимо25 января 1504 года, когда работа над «Давидом» уже близилась к завершению, его пришли оценить ведущие флорентийские художники. Только немногие из них, во главе с Боттичелли, по-прежнему настаивали на размещении статуи близ собора. Для прочих консультантов, включая Джулиано да Сангалло, Пьеро ди Козимо и Леонардо да Винчи, общегражданский посыл скульптуры перевесил её религиозное значение. Для защиты от негативного действия сил природы статую было предложено перенести туда, где заседал городской совет, — в лоджию Ланци.
Транспортировка статуи к стенам палаццо ВеккьоТранспортировка статуи к стенам палаццо Веккьо заняла четыре дня. На этом месте «Давид» сменил двухметровую бронзовую группу «Юдифь и Олоферн» работы Донателло. Подобно своей предшественнице, произведение Микеланджело воспринималось как наглядный образ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании.
В 1873 годуВ 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусствВ 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусств. Её место на площади СиньорииВ 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусств. Её место на площади Синьории заняла в 1910 году копия. В 2003—2004 годах оригинал Микеланджело был очищен реставраторами от накопившихся за многие годы загрязнений.
Слайд 15
Для поисковой работы учащимся предлагается ряд имен скульпторов
:
О. Роден, В. Мухина, И. Шадр, С. Коненков, И.
Мартос и др.