Содержание:
Отражение мифологических представлений индейцев науа, ацтеков, майя и
инков в архитектуре и рельефе:
а) Храмовая культура, как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь.
б) Рельефы и скульптура.
Литература и интернет-ресурсы
Слайд 3
Из многочисленных земледельческих цивилизаций, сложившихся в I тыс.
до н.э. на территории Америки, наиболее известной является цивилизация
индейцев Центрально-Мексиканского плато и полуострова Юкактан: науа, ацтеков, майя и инков.
Культура наиболее значимых древних племён индейцев Древней Америки включает культуру Теотиуакана (I тыс. до н.э. – VIII в.н.э.), майя (II тыс. до н.э. - XV в.), ацтеков (XIII – XVI вв.) и инков (XI – XVI вв.)
Слайд 4
Основу религиозного культа этих племён составляет жертвенный ритуал.
Он направлен на обеспечение плодородия земли и жизнедеятельности людей,
а священные города и храмы, воссоздававшие образ мировой горы, были связаны с поклонением различным богам, в первую очередь солнечным.
Слайд 5
На месте преображения богов возник религиозный центр Теотиуакан
(«город богов») с храмами Солнца и Луны, многочисленными дворцами,
святилищами и алтарями. В середине IX в. город был покинут жителями и превратился в груду развалин Теотиуакан - означает «место превращения в бога».
Строительство Теотиуакана, как полагают учёные, началось примерно во втором веке до н.э. и продолжалось примерно до середины третьего века нашей эры. Считается, что численность население этого древнего поселения составляла около 200 тыс. человек, что делает этот город самым крупным в доколумбовой Америке.
Слайд 8
Пирамида Солнца, Теотиуакан
Слайд 10
Пирамида Пернатого Змея, Теотиуакан
Слайд 14
Каменное изображение Пернатого змея
Храм Кецалькоатля, Теотиуакан
Слайд 15
Поющий жрец в сцене ритуального сева (фреска), Теотиуакан
Слайд 16
Великая богиня (фреска), Теотиуакан
Слайд 17
Ацте́ки — индейская народность в центральной Мексике. Численность
свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатой
мифологией и культурным наследием.
Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, («плодовое дерево, растущее из камня»), или Мехико, вблизи Теотиуакана, посреди озера Тескоко.
Центр города был построен на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанных каналами. В начале XVI в. город был разрушен испанскими завоевателями – конкистадорами.
Слайд 18
Территория, которую занимала цивилизация ацтеков
Слайд 19
Главный храм бога войны Уицилопочтли находился неподалеку
от рыночной площади. Его окружала высокая каменная стена,
украшенная снаружи рельефными изображениями змей.
Слайд 21
Уицилопочтли, бог солнца, войны и охоты
Слайд 22
Коатликуэ – богиня земли, смерти и весеннего плодородия,
мать верховного божества и войны
Слайд 24
Ацтекский рисунок. Бурбонский кодекс
Слайд 27
Ма́йя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности,
искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в
2000 г. до н. э. , большинство её городов достигло пика своего развития в 250—900 гг. н. э. К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке.
Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.
Слайд 28
Территория, которую занимала цивилизация майя.
В настоящее время
территория, на которой происходило развитие
цивилизации майя входит в
состав государств: Мексика, Гватемала,
Белиз, Сальвадор, Гондурас.
Слайд 29
Паленке — условное название развалин большого города
— политического
и культурного центра майя в III—VIII вв.
Слайд 33
Храм Лиственного Креста, Паленке
Слайд 34
В изобразительном искусстве майя существовал канон, определяемый культом
обожествления правителей и его предков. Особенно ярко он проявлялся
в произведениях скульптуры. Задачей скульпторов была не передача индивидуальных черт внешности или внутренних душевных качеств, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и атрибутов власти.
Слайд 35
Голова правителя Пакаля. Рельеф
Слайд 37
Литература:
1. Искусство: Энциклопедия для детей [Текст] - М.:
«Аванта+», 2002
2. История искусства зарубежных стран. Т.1. [Текст]
– М.: «Просвещение», 1998
3. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений [Текст]/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2008