Слайд 2
Основное назначение искусства Средневековья сводилось в то время
к внешнему и внутреннему украшению храмов. Подчиненное влиянию церкви,
оно последовательно рассказывало верующим историю мира от Сотворения до Страшного суда. Библейские сюжеты сплошь покрывали стены, опоры, своды, арки и потолки, легко «читались» прихожанами. Фигуры, расположенные в узком пространстве, не передавали ощущения глубины. Плоские, почти бестелесные на белом или цветном фоне, они как будто парили в пространстве храма, создавая торжественную и красочную атмосферу. Обращали на себя внимание и разные масштабы фигур, размеры которых зависели от их иерархической зависимости. Фигура Христа обычно возвышалась над ангелами и апостолами, которые в свою очередь выглядели намного крупнее изображений простых смертных.
Слайд 3
Скульптура романского стиля
Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные
изображения диковинных, полуфантастических существ. На капителях и у подножиях
колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, с рогами, копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи.
Слайд 4
Химеры. Собор Нотр-Дам де Пари.
Франция.
XII – XVI вв.
Химеры. Собор Нотр-Дам де Пари. Франция.
XII – XVI вв.
Слайд 6
Собор в Реймсе. Франция .Химеры. XII в.
Слайд 7
Химеры. Скульптура собора в Шартре. Середина 12 в.
Франция
Слайд 8
Фресковые росписи романского периода
почти не сохранились, причина – техника живописи. Водяные краски
на клеевой основе наносились тонким слоем на мокрую или сухую штукатурку. Эти хрупкие слои легко подвергались разрушению. Главные росписи были сосредоточены в алтарной части. В центральной аспиде помещали Христа во славе, рядом с ним символические изображения четырех евангелистов: Матфей – агнец, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел. Образ Христа величав и суров, он и властелин, и судья, и защитник, и Вседержитель, внушающий страх грешникам.
Христос во славе. Роспись в Шартрском соборе. 1145-1155 гг. Франция.
Слайд 9
Нередко в апсиде помещали и
фигуру Богоматери, культ которой особенно широко распространился начиная с
XII в. Ниже располагались апостолы, ангелы и святые. Вглядываясь в разномасштабные изображения фигур, нельзя не отметить их теснейшую связь с традициями народного творчества.
Мадонна с веретеном. Испания. 12 в.
Слайд 10
Вершиной романского искусства является скульптура королевского портала собора
в Шартре (середина XII в., Франция). В произведениях шартрских
мастеров синтезировано все лучшее, что было достигнуто разными скульптурными школами. Особенно выразительна композиция «Христос во славе» на центральных воротах собора. Образ Христа, спокойно восседающего на троне, исполнен торжественности и в то же время сердечной мягкости. Перед нами не грозный судия, а добрый пастырь, милостиво благословляющий своих детей. Прекрасно одухотворенное лицо Спасителя. Расположенные вокруг Христа символы евангелистов – агнец, орел, лев и бык – не внушают страха, напротив, - это мирные стражи и верные помощники Бога.
Слайд 11
Этот сюжет повторяется и в
рельефе церкви
Сен-Трофим в
Арле. Франция.
Слайд 12
Христос. Скульптура собора в Шартре.
1145-1155 гг. Франция.
Слайд 13
Скульптуры алтаря аббатства в Муссаке. 10 в. Франция.
Главной задачей средневековых художников стало украшение
храмов, создание произведений, которые должны были отражать образы божественного мира и наставлять верующих на путь истинный. Библейские сюжеты сплошь покрывали стены и своды церквей.
Слайд 14
Фигуры выглядят естественно просто и
реалистично. Наивные в своей первозданной красоте, они таят в
себе нечто очень важное и невысказанное. Скупые жесты (руки по правилам нельзя отрывать от тела) удивительно разнообразны, лица оживлены индивидуальными чертами, в них передан мир глубоких душевных переживаний.
Скульптурный рельеф церкви монастыря Сен -Пьер в Муссаке.
Скульптура собора в Шартре. 12 в.Франция.
Фигуры в Шартрском соборе изображают античных ученых, даже одеты в подобия греческих хитонов, - но какие у них «плебейские», морщинистые лица крестьян и как они усердно гнут спины над своей работой.
Страшный суд. Собора Сен – Лазар
в Отене. 1130 – 1140 гг.
Над порталом церквей часто помещались изображения Страшного суда. Идея возмездия и справедливой кары владела воображением: романский бог – это не тот парящий высоко над миром Воздержитель, которого создавали византийцы, но судья и защитник.
Романское искусство кажется грубым и диковатым, но оно непосредственно и в нем есть искренняя и пылкая экспрессия.
Страшный суд (деталь рельефа собора Сен – Лазар в Отене). 1130 – 1140 гг.
Слайд 17
Скульптура готики
Из всех видов
изобразительного искусства готики скульптуре принадлежит особое место. Она самым
тесным образом связана с архитектурой. Религиозная тематика по-прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам человека.
Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге.
«Дева неразумная». Собор в Магдебурге. Германия. XIII в.
Слайд 18
Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные черты
готической скульптуры, но, по сравнению с пластикой романского стиля,
она воспринимается более свободно. Центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность. Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением. В стройной готической скульптуре, в сдержанности ее позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний.
Мадонна с младенцем из Ломнички. Чехия. Дерево. 1410 г.
Слайд 19
Из предмета религиозного культа в романских соборах скульптура
превращается в возвышенные и одухотворенные образы. Погруженные в задумчивость,
торжественно-величавые, герои готической скульптуры во многом напоминают благородных средневековых рыцарей.
Марбургский всадник.
1245 – 1250 гг. Национальный музей истории. Марбург, Германия.
немой загадкой
(сами себе и вечности
сродни);
и лишь случайно под отвесной складкой проглянет жест, прямой, как и они,
и сразу замирает, недвижим,
обогнанный столетьями на воле.
Их держат в равновесии консоли,
где целый мир, но он неведом им,-
мир спутанный, без собственной опоры,
где атлет и зверь трясутся оба
и, корчась никогда не сходят с мест.
Э.М.Рильке. «Портал».
Скульптура собора в Бамберге.
Германия.
Слайд 21
Отважен и благороден «Всадник» собора в Бамберге, готовый
к участию в рыцарском турнире в честь Прекрасной Дамы.
Скульптура
собора в Бамберге. Германия.
Слайд 22
Смиренно застыли в молитвенных позах перед
фигурами Христа и Богоматери, чему-то загадочно улыбаясь, ангелы на
западном фасаде собора в Реймсе во Франции. XII – XIV в. Франция.
Скульптура Реймсского собора принадлежит к лучшим созданиям готического искусства. Количество скульптур огромно: это десятки тысяч рельефов и свободно стоящих фигур внутри и снаружи соборов.
Слайд 23
Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких, которые
относятся к подлинным шедеврам мировой скульптуры. Это прежде всего
«Встреча Марии и Елизаветы» - будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, несмотря на то, что находятся в разных нишах и разделены колонкой, каждая погружена в свои мысли, думает о будущем предназначении.
Слайд 24
Задумчивая улыбка чуть тронула губы Марии, робко прислушивающейся
к зарождающейся в ней новой жизни. Мягкий овал девичьего
лица Марии, грациозный наклон головы, маленькая брошь на груди, книга Священого Писания в руках – все эти детали создают один из самых пленительных и обаятельных образов в искусстве средневековой готики.
Слайд 25
В искусство вошли темы страдания. Например эмоциональный строй
готического искусства создается устремлением скульптурных фигур, их легким изгибом,
выразительным ритмом драпировок. Скульптурные портреты маркграфа Эккерхарда и его жены Уты – первые реалистические портреты в скульптурном искусстве готики. Здесь переданы душевное состояние и особенности характера героев.
Маркграф Эккерхард и его жена Ута. Собор в Наумбурге. 13 в. Германия.
Слайд 26
Образ Маркграфини
Уты — одно из наиболее тонких и проникновенных созданий
Наумбургского мастера среди статуй западного хора.
«Ута». Деталь статуи западного хора собора в Наумбурге. Ок. 1250. Германия.
Слайд 27
Искусство витража
На смену фреске в
изобразительном искусстве готики приходит витраж, изображение которое составляется из
кусков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми скрепками. Витражи были не только живописным украшением интерьеров, они выполняли роль окон и служили основным источником света, в готических соборах.
Свет, проникая в храм, играет, переливается, вибрирует всеми цветами на колоннах, сводах, рождая волнующее и трепетное настроение, воплощая мечту о чуде. Перед глазами верующих действительно представал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами».
Слайд 28
Излюбленный орнамент витражных окон готики – так называемая
роза, в вычурном орнаменте которой использовался мотив многолистника.
Окно –
роза в церкви Сен-Дени. 12 век. Франция.
Слайд 29
Окно – роза в соборе Нотр-Дам де Пари.
Франция. 12-14 вв.
Слайд 30
Один из самых величественных и прекрасных витражных ансамблей
Средневековья XII – XIV вв. находится в Шартрском соборе.
В его главной композиции представлена Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях. Благодаря сияющим краскам это традиционное изображение приобретает ликующе-торжественный характер. Восседающую на троне Богоматерь славят расположенные по сторонам ангелы.
Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях. XII –XIII вв. Витраж собора в Шартре. Франция.
Слайд 31
Витражи «Ангел»и «Мастера» собора в Шартре. Франция.
собора Нотр-Дам де Пари. Франция.
Слайд 34
Вопросы и задания
Расскажите об особенностях романского стиля изобразительного
искусства?
Как переданы душевное состояние и особенности характера героев скульптуры
маркграфа Эккерхарда и его жены Уты?
Какие сюжеты и орнаментальные мотивы преобладают в витражах готических соборов.