Слайд 2
План лекции
Категория стиля в искусстве
Определение и содержание
понятия стиля. Теория стилей в искусствознании.
Уровни художественного
обобщения в эстетической категории стиля.
Проблема стилей в работах классиков искусствоведения.
Трактовка категории стиля в различных методологических концепциях искусствознания.
Слайд 3
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате студент должен:
знать теоретические основы и особенности стилей
искусства,
умение устанавливать степень взаимосвязи стиля с культурно-исторической эпохой стран Западной Европы,
уметь различать и идентифицировать стилистическую принадлежность произведений зарубежного искусства,
владеть навыками искусствоведческого анализа принадлежности произведения искусства к тому или иному стилю.
Слайд 4
Источники
Тема 3.
И. Винкельман «История искусства
древности».
И.Ф. Гете «Простое подражание природе, манера,
стиль».
В.Г. Власов «Стили в искусстве».
Слайд 5
Ключевые понятия
Категория
Стиль
Романский стиль
Готический стиль
Маньризм
Классицизм
Барокко
Рококо
Романтизм
Слайд 6
Теория стилей в искусствознании
Единство общественно-исторического содержания
определяет в них устойчивое единство художественно-образных принципов, средств, приемов.
История изучения стилей в искусстве: от чисто эмпирических подходов к осознанию сложности и неоднозначности явлений.
Проблема стилей в работах классиков искусствознания.
Иоганн Иоахим Винкельман «История искусства древности». Гете «Простое подражание природе, манера, стиль».
Слайд 7
Происхождение и смысл понятия «категория».
Категория (от греч. kategoria)
–высказывание, признак, в философии – наиболее общие и фундаментальные
понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.
Соотношение между категориями бытия и и категориями познания рассматривает наука онтология.
Основатель учения о категориях – Аристотель (IV в. до н.э.).
Слайд 8
Смысл понятия «категория»
Древнегреческий философ Платон выделял
четыре категории: идентичность, отличие, постоянство, изменчивость.
В средневековой
схоластике (тип религ. философии) категории (бытие, качество, количество, движение, отношение, обладание) именовались предикатами (от лат. – высказывание, провозглашение), - «то, что высказывается о предмете суждения» (сказуемое).
Слайд 9
Категория стиля
Отсутствие общепринятой системы научных категорий в искусствознании.
Трактовки
категории стиля в разных методологических концепциях искусствознания.
Слайд 10
Категории в искусствознании
Распределение основных понятий и
терминов соответственно разделам теории художественного творчества: онтологии, аксиологии и
гносеологии.
Иммануил Кант называл категории «родовыми понятиями».
Кант понимал под ними «формы рассудка, которые, которые, придавая познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт».
Слайд 11
Категории истории искусства
Категории творческого метода и стиля связаны
с аксиологией (учении о ценностях);
родов, видов
и жанров искусства с морфологией искусства; художественных направлений, течений и школ – с синергетической функцией искусства.
Слайд 12
Категория стиля в искусстве
Уровни художественного обобщения
в эстетической категории стиля:
-исторический,
-национальный,
-индивидуальный,
-стиль художественной школы.
Стиль как синтез содержательных и формальных элементов искусства, основополагающая категория искусствознания.
Слайд 13
Исторический тип искусства
В процессе исторического развития художественного
творчества, согласно имманентным (лат. immanentis – «внутренне присущий») закономерностям
формообразования и под воздействием внешних факторов, складываются некоторые характерные черты, условно объединяемые исследователями в отдельные типы.
Слайд 14
Исторические типы искусства
Первобытное искусство, античное искусство, византийское искусство,
средневековое искусство, современное искусство.
Названия этих понятий и их границы
условны, не отражают реальный процесс формообразования в искусстве, поскольку линейная шкала времени не играет в этом процессе существенного значения.
Исторические типы искусства не характеризуют определенный метод и стиль.
Слайд 15
Исторические типы искусства
В первобытном, античном, средневековом искусстве развивались
тенденции, стилистические качества, не сложившиеся в целостную и устойчивую
систему, которая позволяла бы даже по одному формальному элементу («носителю стиля»), отражающему единство содержания и формы, сразу же узнавать, атрибутировать произведение искусства.
Неверно говорить об «античном стиле» или «средневековом стиле».
Слайд 16
Исторические типы
Исторические типы включают
множество течений, школ и манер отдельных мастеров.
Только после эпохи Итальянского Возрождения складываются основные художественные направления: классицизм, романтизм и противостоящий им академизм.
В XVII-XIX вв. внутри этих направлений происходило сложение отдельных исторических стилей.
Слайд 17
Исторические типы
В средневековье сосуществовало искусство романского,
арабского и византийского типов, не обладавшее качествами стилистической целостности.
Их сменил художественный стиль Готики, объединивший идеи Запада и Востока в уникальных формах.
Внутри готического искусства существовало множество отдельных течений и региональных школ.
Слайд 18
Исторические типы
Искусство XX века.
Собирательное обозначение – «современное искусство».
Из-за отсутствия исторической дистанции
не ясны критерии его изучения и оценки.
Понятия исторических типов, несмотря на «искусственность» и условность границ, удобны для хронологической классификации разнородных явлений.
Слайд 19
Стиль
Стиль – общность образной системы, средств
художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейного содержания.
Стиль целой эпохи или крупных художественных направлений,
стиль отдельного произведения или жанра,
индивидуальный стиль (творческая манера) отдельного автора.
Слайд 20
Динамика развития художественных стилей
Г. Вельфлин и Э. Кон-Винер
Три
стадии формального развития каждого исторического стиля:
«конструктивная» (архаика),
«деструктивная» (классика),
«орнаментальная» (вырождение).
Слайд 21
Архетипы художественного мышления
Классицизм и романтизм как пространственные координаты
исторического восхождения художественных стилей.
Слайд 22
Вопросы для самопроверки
Категория стиля
Стиль в искусстве: понятие и
содержание эстетической категории.
Определяющие начала и факторы в формировании стиля.
Динамика
в развитии художественных стилей.
Архетипы художественного мышления.
Функции художественного стиля.
Слайд 23
Рекомендуемая литература
1.Власов В. Г. Стили в искусстве:
Словарь. – СПб., 1998.
2.Гартман К.О. Стиль: в 2ч.
– М., 2005.
3.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.:
Издательский центр «Академия», 2007.
4.Мировая культура и искусство: учебное пособие для
студ. вузов. / А. П. Садохин. - М. : БММ, 2007. - 448 с.
5.Рескин, Джон. Лекции об искусстве / Д. Рескин ; пер. с англ. П. Когана ; под ред. Е. Кононенко. - М. : БСГ-ПРЕСС, 2006. - 319 с.
6.Садохин, Александр Петрович.
Мировая культура и искусство: учебное пособие для студ. вузов. / А. П. Садохин. - М. : БММ, 2007. - 448 с.