Слайд 2
Глина в Древней Греции
Развитию гончарного дела в Древней
Греции способствовало обилие выходов хорошей глины. Глиняное тесто, из
которого создавалась керамика, было хорошо отмучено и отличалось высоким качеством, особенно в эпоху высшего расцвета керамического производства, в VI-V вв. до н. э. Глина, употреблявшаяся для простой и художественной посуды, в различных областях Греции не была однородной, отличаясь по цвету, плотности и примесям.
Слайд 4
Греческие вазописцы при создании орнаментов, декорировании керамических изделий
применяли самые разнообразные краски. В ходу были белая, пурпурная
и красно-бурая минеральные краски. Широко использовались и краски с меньшей прочностью, в настоящее время они имеют название акварель.
Применялась голубая, розовая, красная, серая, желтая акварель. Использовалась при росписи ваз более позднего периода и глина желтовато-коричневых оттенков, иногда наносившаяся высоким рельефом. Применяли ее в основном при нанесении орнаментов, различных надписей, изображении предметов обихода, оружия и отдельных, небольших деталей.
Слайд 6
Существовали разные типы сосудов, в которых вино хранилось,
подавалось, разливалось. Ойнохойя — небольшой одноручный кувшин для разливания
вина, который нередко использовался детьми для совершения различных обрядов и ритуалов.
Так, например, для переноски и хранения вина служили аски. «Аск» в переводе с греческого означает «мех». Правда, греческие сосуды, именовавшиеся асками, имели довольно отдаленное сходство с мехом. Аск имел широкую низкую ножку, большое высокое вместилище, округлое в нижней части и несколько вытянутое в длину в верхней.
Слайд 8
Кроме амфор и пифосов, древнегреческими мастерами изготавливались самые
разные формы посуды: тарелки, чаши, вазы, светильники, кубки и
другая посуда. Например, мало кто знает, что современные кружки-«непроливашки» для кормления маленьких детей были изобретены в Древней Греции.
Характерной особенностью такого сосуда, который носил название «гутт» или «гуттус», являлся расположенный в верхней части вместилища трубчатый сток, суживающийся к концу, иногда круто поднимающийся вверх и завершенный венцом. Через этот сток жидкость, заключающаяся в сосуде (иногда гутты использовали его так же, как капельник для наливания масла в светильники), могла вытекать тонкой струйкой или падать по каплям.
Слайд 10
Самым распространенным типом посуды в Древней Греции были
амфоры и пифосы. В них хранили и транспортировали вино,
оливковое масло, пшеницу и многие другие продукты. Характерными особенностями амфор были наличие двух ручек по обеим сторонам горла и шейки, а также большое, суживающееся книзу тулово, заканчивающееся заостренным дном.
Слайд 12
Греческие гончары добились оптимальных для обжига температур, которые
делали керамику плотной и прочной (около 900 °С). После
придания окончательной формы вазу подсушивали, затем при необходимости расписывали и обжигали в специальной печи.
Слайд 14
На VI-V века до нашей эры приходится взлет
гончарного производства в Древней Греции. Изделия греческих мастеров до
сих пор считаются классическим образцом керамики, хотя во многих регионах в разное время существовали свои оригинальные керамические школы и направления.
Древние греки были высокоодаренным народом. Среди различных открытий и искусств особое место занимают изготовление и роспись чрезвычайно разнообразной керамики. Благородная простота и изысканность форм, мастерство исполнения снискали греческой керамике заслуженную славу нормы и образца на многие века во всем мире.