Слайд 2
Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у
реки Иордан , пришёл Иисус Христос с целью принять
крещение.
Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!»
Слайд 3
. В центре композиции изображается обнаженный Христос, стоящий
в реке. По сторонам, на скалистых берегах (горках), располагаются
Иоанн Креститель и ангелы. Сверху, с небес, на Христа нисходит «Святой Дух» в виде голубя или луча
Слайд 4
Часто в композицию «Крещения» вводятся на основании текста
Псалтыри олицетворения реки Иордана в образе обнаженного старца и
моря в образе обнаженной женской фигуры. В некоторых композициях изображается у ног Христа стоящий в реке крест и рыбы.
Слайд 5
Фигуры ангелов, начиная с VI-VII веков, всегда изображаются
стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана,
обычно занимая правую часть композиции. Число ангелов может быть различно. Наиболее часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу, и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Однако встречаются и другие варианты.
Слайд 6
Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен
изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь
– символ Святого Духа и лучи "троичного света".
Слайд 7
. Обращает на себя внимание и то, что
фигура Спасителя не обнажена, как в некоторых других памятниках,
а имеет препоясание.
Слайд 8
Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры
Спасителя и св. Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на
главу Христа. Этот жест перешёл в искусство из обрядовой церковной практики. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: "како возложит раб руку на Владыку", – поется в тропаре на водоосвящении
Слайд 9
Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его
фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными
становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус "взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды"
Слайд 10
В русских памятниках XVI – XVII веков, несмотря
на запрещение церковными соборами изображать Бога-Отца, в Богоявлении, в
сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. Так, на иконе начала XVII века мастера Михаила Саваоф в белых одеждах изображен сидящим на престоле, по сторонам от Него шестикрылые серафимы. Из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух. В поздней иконописи XVIII–XIX веков Бог-Отец часто изображался сидящим на облаке со свитком в руках. Этот свиток с текстом: "Сей есть Сын Мой возлюбленный", – выполнял ту же функцию, что и в древних памятниках символ руки в небе.
Слайд 11
ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ
Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения
Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в
уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» . Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.
Слайд 15
ПРАЗДНОВАНИЕ КРЕЩЕНИЯ НЕ РУСИ
В России в ночь на
Крещение принято освящать воду . Духовенство на этот праздник
облачается в белые ризы. Существует также неприемлемый церковью обычай гадания на Крещение, связанный с древними языческими традициями. Народный русский календарь отождествляет праздник Крещения с морозами, т. н. «Крещенские морозы».