Слайд 2
Михаил Ломоносов
(1711-1765)
Слайд 3
М.Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт
— был, вместе с тем, большим и смелым художником.
Его творческие успехи в области искусства поразительны. Всё, к чему обращался его гений, носило характер глубокого профессионализма. Так было и с живописью.
Он обратил внимание на мозаику — древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Несколько мозаичных работ привез в 1746 г. из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, виртуозно копировавших масляную живопись. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом.
Слайд 4
Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мастерами.
Ломоносова-химика привлекала к себе задача раскрыть этот секрет и
самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт.
Слайд 5
Еще в 1742 г. он начинает хлопотать о
создании химической лаборатории; к 1746 г. получает положительное решение
Сената об ее строительстве и уже к 1750 г. были получены первые российские смальты.
К 1752 г., проведя почти 3 тысячи опытов по созданию смальт разных оттенков, Ломоносов был готов к созданию мозаичных панно и получает от Академии наук двух помощников – Матвея Васильева и Ефима Мельникова; в 1753 г. – разрешение на строительство «фабрики делания цветных стекол», которая открывается в деревне Усть-Рудица близ Петербурга.
Слайд 6
Первая, пробная мозаика Ломоносова. Это мозаика "Нерукотворный Спас",
которая довольно проста по исполнению.
Вне связи с вековыми традициями
мозаичного искусства, Ломоносов совершенно самостоятельно добился исключительных результатов. По немногим образцам он не только постиг мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики — ее суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую монументальность.
Слайд 7
Ломоносов показывает свою мозаику Екатерине II
Слайд 8
Самая известная мозаичная работа Ломоносова — “ Полтавская
баталия “ — составлена из столбиков смальты толщиной всего
1-6 мм и длиной 5 см. Полтавская баталия, грандиозное настенное мозаичное полотно, задумана М.В. Ломоносовым как часть серии мозаик для внутреннего убранства Петропавловского собора, прославляющих деяния Петра I. Мозаика огромна (309,764 кв. м).
Слайд 9
В левой части композиции, ближе к её центру,
изображён Пётр на вздыбленном коне в образе смелого полководца,
ведущего русские войска в бой. На нём тёмно-зелёный мундир Преображенского полка. Поза его величественна, взгляд смел и решителен. В руке — сабля. За ним — его соратники. Среди них можно узнать Б.П. Шереметева и А.Д. Меншикова.
Слайд 10
В самом центре композиции, перед Петром I
на коне, изображён простой солдат с мушкетом, преграждающий путь
царю. Он будто бы сдерживает его от порыва прорваться в гущу схватки и возможности погибнуть. Ломоносов выдвигает на первый план простого солдата, символизирующего народ, роль которого - по мысли художника — столь же значительна, как и самого Петра I, то есть проводит идею единства народа и героя. Язык мозаики лаконичный и чёткий. Цвета насыщенные, построенные на контрастных сопоставлениях.
Слайд 11
С 1925 года «Полтавская баталия»украшает парадную лестницу здания
Академии наук в Санкт-Петербурге.
Слайд 12
В мастерской Ломоносова было создано сорок мозаик, из
которых до наших дней сохранилось двадцать.
Слайд 13
Коль пользы от Стекла приобрело велики,
Доказывают то Финифти,
Мозаики,
Которы в век хранят Геройских бодрость лиц,
Приятность нежную и
красоту девиц,
Чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся.
М.Ломоносов.