Слайд 2
Вера человека в собственные силы, способность принимать ответственные
решения, добиваться поставленных целей отразилась в культуре Эпохи Просвещения.
Слайд 3
Литература эпохи Просвещения
Литература эпохи Просвещения теснейшим образом связана:
с кругом идей, высказанных мыслителями XVIII в. Так, в
романе Данниеля Дефо (1660-1731) «Робинзон Крузо» символизирует победу человеческой воли и разума над стихией и дикостью.
Слайд 4
«Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (1667-1745) есть своего
рода пародия на английские нравы начала XVIII в. Описывая
Лилипутию или страну великанов, Свифт безжалостно бичует предрассудки и невежество своих современников. Вместе с тем, он позволяет себе и критику идей Просвещения, утверждая порочность и несовершенство самой натуры человека.
Слайд 5
Французский драматург Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799),
напротив, в комедии «Женитьба Фигаро» вырисовал фигуру идеального народного
героя - слугу Фигаро, высмеивающего недостатки своих хозяев.
Слайд 6
Наиболее же известное произведение немецкого поэта Иоганна Вольфанга
Гете (1749-1832) «Фауст» посвящено вечному поиску истины и абсолютного
знания, столь любимого философией Просвещения.
Слайд 7
Живопись и скульптура эпохи Просвещения
Во Франции возникла школа
придворных живописцев. Наиболее известные из них - Буше и
Ватто. Оба пытались на своих полотнах создать искусственный мир декоративной красоты. Придворной живописи была свойственна особая внимательность к деталям, изысканность композиции, цветовая гармония. Живопись, созданная для «третьего сословия» художниками вроде Хогарта или Шардена, повествует о бытовых сюжетах и характерных образах. Она отказывается от придворного изящества, стремясь к незамысловатой простоте и «будничности».
Слайд 8
Французский скульптор Жан Антуан Гудон (1741-1828) стремился создавать
образы героев народа. Одно из наиболее известных по ваяний
- скульптура Вольтера.
Слайд 10
Героизация настоящего была свойственна французскому художнику Жак Луи
Давиду (1748-1825). Образцы для подражания Давид искал в античности.
Известнейшая картина Давида 1784 г. «Клятва Горациев» посвящена гражданским мотивам - римлянам, готовым отдать жизнь за республику. В античных одеяниях будет изображен и погибший герой Французской революции Ж.П. Марат на картине «Смерть Марата».
Слайд 11
«Клятва Горациев»
«Смерть Марата»
Слайд 12
Музыка эпохи Просвещения
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) совершил настоящую
революцию в музыкальном искусстве. В основе его творчества —
импровизация, обыгрывания основной музыкальной темы, ее вариации. При этом музыка Баха глубоко философична, насыщена религиозным содержанием. Неслучайно, что его программное сочинение - оратория «Страсти по Матфею», посвященная евангельскому сюжету.
Слайд 13
Вольфанг Амадей Моцарт (1756-1791) фактически установил музыкальные каноны
современности. Музыкальный язык 40-й симфонии, опер «Дон Жуан» и
«Женитьбы Фигаро», «Реквиема» и других творений Моцарта был перенят многими композиторами.
Слайд 14
Людвиг Ван Бетховен (1770-1827), подобно Шиллеру и Давиду,
искал героическое начало в искусстве. Закономерно, что его Третья
симфония получила название «Героическая». Но далеко не только в ней слышится мифологический образ сверхчеловека - может быть, даже в большей степени в Пятой, Седьмой и Девятой симфониях Бетховена.
Слайд 15
Художественная культура эпохи
Просвещения воспринимала идеалы
Возрождения и
, творчески осмыслив их,
утверждала гуманистические
ценности Нового времени.