Слайд 2
Собор Парижской Богоматери ( Notre Dame de Paris) —
географическое и духовное «сердце» Парижагеографическое и духовное «сердце» Парижа,
расположен в восточной части острова Ситегеографическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, на месте галло-римского храма Юпитера.
В соборе проявляется отголоски романского стиля НормандииВ соборе проявляется отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством и готического стиля, которые придают зданию легкость и простоту вертикальной конструкции.
Высота собора — 35 м
Длина — 130 м
ширина — 48 м
высота колоколен — 69 м
вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500кг.
Слайд 3
Строительство началось в 1163Строительство началось в 1163, при
Людовике VII ФранцузскомСтроительство началось в 1163, при Людовике VII
Французском. Первый камень в фундамент собора заложил епископ Морис де СюллиСтроительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Первый камень в фундамент собора заложил епископ Морис де Сюлли или папа Александр IIIСтроительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Первый камень в фундамент собора заложил епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. К 1250 годуСтроительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Первый камень в фундамент собора заложил епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.
Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де ШельГлавными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель и Пьер де Монтрей (создатель Св. Капеллы).
В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни.
Башни были закончены в 1245Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.
Слайд 4
Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на
три части пилястрами, а по горизонтали — на три
яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала.
Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.
Слайд 5
Собор с его великолепным внутренним убранством в течение
многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций
и национальных похорон.
В 1302 годуВ 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламентВ 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции.
Здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.
Во времена Людовика XIVВо времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.
Слайд 6
В ходе Великой Французской революцииВ ходе Великой Французской
революции, в конце XVIII векаВ ходе Великой Французской революции,
в конце XVIII века одним из первых декретов РобеспьераВ ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах».
Собор был объявлен Храмом Разума.
В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».
Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 годуСобор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.
Слайд 7
В 1831 годуВ 1831 году Виктор Гюго опубликовал
роман «Собор Парижской Богоматери», написав в предисловии: «Одна из
главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».
Реставрация началась в 1841Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814—1879). Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.
В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.
Слайд 8
Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя
стрельчатыми порталами входов — скульптурные группы с разными эпизодами
из Евангелия.
Над центральным входом помещено изображение Страшного судаНад центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают аркиНад центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа .В центре Христос-Судия.
На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангелаНа нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпанеНа нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — ХристосНа нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.
Слайд 9
Двери украшены коваными рельефами.
Крыша собора выполнена из свинцовых
плиток 5 мм толщиной и вес всей крыши составляет
210 тонн.
Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).
В Средние векаВ Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-ДюкВ Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.
Слайд 10
Эти фигуры представляют собой душу Нотр-Дама, его различные
«я»: задумчивые, меланхоличные, наблюдающие, насмешливые, злобные, погруженные в себя.
Сатир
– химера с человеческим телом – выглядит устрашающе. При близком рассмотрении заметна шерсть на спине и нечеловеческое выражение лица.
Слайд 11
Скульптура совы вся блестящая от прикосновений, так как
есть легенда, что у прикоснувшегося к скульптуре исполнятся все
желания.
Слайд 12
Демон, пожирающий душу человека – является предостережением и
напоминанием того, что может случиться, если вести неправедную жизнь.
Мыслитель – задумчиво созерцает Париж с высоты птичьего полета. У каждой статуи есть свое имя.
Слайд 13
Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (добавленный реставратором вместо
разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров.
Основание
шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.
Слайд 14
Значительная часть витражей выполнена в середине XIX векаЗначительная
часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витражЗначительная
часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее БогоматерьЗначительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе).
При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.
Среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю.
В неприкосновенности до наших дней осталось лишь окно-роза.
Слайд 15
Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень
редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19
часов. Каждый из них имеет своё имя:
Angelique Franςoise, весом 1765 кг (до-диез);
Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез);
Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа);
Denise David, весом 670 кг (фа-диез).
Необыкновенный звук дает 6-тонный колокол, висящий в правой башне собора. Говорят, что своим чистым и выразительным звучанием он обязан золоту и серебру. Когда преподнесенный в 1400 году в дар собору колокол отлили в бронзе, парижанки бросали в расплавленную массу свои драгоценные украшения.
В этот колокол, по легенде, бил Квазимодо. Однако именно по легенде – раскачать его в одиночку не под силу никакому силачу.
Слайд 16
В часовнях, расположенных в правой части собора, —
картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции,
преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.
Слайд 17
В соборе хранится одна из великих христианских реликвий
— Терновый венец Иисуса Христа.
Верхний храм Сент-Шапель, в котором
изначально, до превращения часовни в музей, хранились Терновый Венец Спасителя и частица Креста Господня.
До 1063 годаДо 1063 года венец находился на горе СионДо 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе.
В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора.
Слайд 18
18 августа 1239 года18 августа 1239 года король
внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при
королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
В первую пятницу каждого месяца в 15:00, а также в Страстную Пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от него выносятся для поклонения верующим.
Слайд 19
В настоящее время орган имеет 109 регистров и
около 7800 труб, примерно 900 из которых из инструмента
Клико. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводит службы по три месяца в году.
Слайд 20
Легенды о Соборе Нотр Дам
Говорят, что средневековые алхимики
закодировали в геометрии Нотр Дама секрет философского камня. Фульканелли
видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора.
Еще одна легенда - о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, - испугался не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола.