Слайд 2
Вениаминова О.П.
Молящаяся «Панагия»
Иконы этого типа
называются "Оранта"
(греч.
"молящаяся") и
"Панагия" (греч. "всесвятая")
Панаги́я (греч. Παναγία — пресвятая)
Слайд 3
Вениаминова О.П.
Знамение
На Русской земле этот образ получил именование
"Знамение", и вот как это случилось. 27 ноября 1169
года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града". Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...
В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
Слайд 4
Вениаминова О.П.
Путеводительница
«Одигитрия»
Одиги́трия (греч. Οδηγητρια — Указующая Путь), Путеводи́тельница.
Один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем
Слайд 5
Вениаминова О.П.
Путеводительница
Богородица как бы говорит всему человеческому роду
что путь истинный - это путь ко Христу. На
этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке.
На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская.
Слайд 6
Вениаминова О.П.
Всемилостивая
«Панахранта»
Икона Божией Матери «Всецарица»
(греч. Παναγία Παντάνασσα,
Панта́насса).
Слайд 7
Вениаминова О.П.
Всемилостивая
Иконы этого типа объединяет один общий
признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях
она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.
Из икон этого типа в России наиболее известны - "Державная" и "Всецарица"
Слайд 8
Вениаминова О.П.
Умиление
«Елеуса»
Елеу́са (греч. Ελεούσα —
милующая от έλεος
—
сострадание, сочувствие),
Элеуса, Умиление —
один из основных
типов изображения
Божией Матери в русской иконописи.
Слайд 9
Вениаминова О.П.
Умиление
На иконе "Умиление" мы видим Младенца-Христа,
припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает
полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между Богом и человеком - ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.
Слайд 10
Вениаминова О.П.
Заступница
«Агиосортисса»
Агиосорити́сса
(греч. ἡ ῾Αϒιοσορήτισσα,
происходит от названия
часовни
греч. Αϒία Σορός (Агиа Сорос —
святой Раки)
при
Халкопратийском храме Богородицы
в Константинополе
Слайд 11
Вениаминова О.П.
Заступница
На иконах этого типа Богородица изображается
в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со
свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте - слева от иконы "Спас в силах", главного изображения в иконостасе.
В русской иконописи получила название Боголюбская (по имени князя Андрея Боголюбского), которому по легенде явилась Богоматерь со свитком в правой руке и с левой рукой, простёртой на молитву к видимому на возду́хе Христу. Подлинная икона, находящаяся во Владимире, считается чудотворной.