Слайд 2
Версии антропогенеза
(3,5-3 млн. л. назад)
1. Астрофизическая
(геомагнитная инверсия – смещение магнитного поля Земли).
2. Естественной радиоактивности
и мутации одного из видов обезьян.
3. Креационистская (божественного сотворения мира и человека).
Слайд 3
Эволюция человеческого рода
ГОМИНИДЫ (семейство отряда приматов):
1) австралопитеки: Гомо (Хомо) хабилис
(Человек умелый);
2) класс архантропов: питекантропы – Гомо эректус
(Человек выпрямленный);
3) класс палеоантропов: неандертальцы – Гомо сапиенс
(Человек разумный);
4) класс неоантропов: кроманьонцы,
современный человек –
Гомо сапиенс-сапиенс (Дважды разумный).
Слайд 4
Археологическая периодизация
1. КАМЕННЫЙ ВЕК:
1). Палеолит: ранний
– 3,5/3 млн. л. до н.э.– 35/30 тыс. до
н.э.,
поздний (верхний) – 35/30 – 10/8 тыс. до н. э.
2). Мезолит (эпипалеолит) – 8 – 6 тыс. до н. э.
3). Неолит – 6/4 – 3 тыс. до н. э.
2. БРОНЗОВЫЙ ВЕК – конец 3 -2 тыс. до н. э.
3. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК – с 1 тыс. до н. э.
Слайд 5
Социально-экономическая организация и материальная культура
В эпоху раннего палеолита
первобытные люди:
жили в основном за счёт собирательства,
пользовались разными орудиями,
строили
жилища.
В эпоху позднего палеолита:
от основного племени отделялись более мелкие группы – роды,
внутри рода запрещались брачные связи: вводилась экзогамия и эндогамия (не в своём роду, но в своём племени),
появился лук.
В эпоху мезолита:
начался переход к земледелию и скотоводству,
появились различные рыболовные снасти,
приручались первые животные.
В эпоху неолита:
произошёл переход от присваивающего к производящему хозяйству, к земледелию и скотоводству – неолитическая революция,
совершалась техническая революция (усовершенствование техники обработки камня, кости, дерева, глины; изготовление лодки, мебели, начало выпечки хлеба и т. д.),
происходил переход от родовой к военной демократии,
переход к моногамной (парной) семье.
Слайд 6
Характерные черты первобытной экономической культуры:
низкий уровень производительных сил,
общинный тип собственности,
присваивающий тип экономики и зарождение производящей экономики,
зарождение
планирования хозяйства,
уравнительное распределение продукции,
существование простейших форм материального обмена (единицы обмена – янтарь, обсидиан).
Слайд 7
Особенности духовной культуры
1. Характерен синкретизм самоощущения: индивид
не отделяет себя от социума, не вычленяет себя, идентифицирует
с окружающим миром, он – часть целого.
2. Значимость социума, коллектива более высокая, чем значимость отдельной личности. «Мы» главенствует над «я».
3. Отсутствует представление о личности отдельно взятого человека, понятие индивидуальной судьбы.
4. Освоение природы, взаимосвязь с ней осуществляется через тело и действие, телесные манипуляции. Большое значение приобретают татуировка, мимика, жест, ритуальное использование крови (слюны, волос) и др.
5. Характерен синкретизм культурного сознания – в котором переплетаются элементы нравственные, религиозные, художественно-эстетические, зачатки научных знаний, используемые в процессе практической деятельности.
6. Господствует мифологическое мышление как особый тип мышления – образно-чувственного, конкретного и метафорического, вместе с тем способного к анализу, обобщениям, классификации.
Слайд 8
МИФ –
это способ осмысления мира первобытным человеком,
средство раскрытия его представлений об устройстве мира;
способ освоения, объяснения
мира, обоснования сложившегося порядка вещей;
способ объяснения правил поведения, установленных моральных и других норм;
способ взаимодействия с миром, налаживания связей с природой.
Слайд 9
Таким образом, миф отражает модель мира, построенную сознанием
первобытного человека, и выступает, фактически, мировоззрением.
Мифологические представления передаются посредством
обряда, ритуала, символов (знаков). Свои символы имеют небо, звёзды, огонь, вода, восток, запад и т. д., символически осмысливаются цифры, цвета, части тела человека.
Слайд 10
Классификация мифов
Космогонические мифы – о происхождении мира.
Антропогонические мифы
– о происхождении человека, человеческого общества.
Мифы о культурных открытиях,
достижениях, развитии культуры.
Мифы о культурных нормах, запретах, установлении правил жизни в культуре (мифы о Пандоре, о Прометее).
Мифы о культурных героях.
Эсхатологические мифы – о «конце света», конце времён.